1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека»? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как «Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием». И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде «Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять». Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде «Не допустила ли я орфографическую ошибку?» Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а «аутизм» — это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети «выздоровели». Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это «гены ботаников», которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. «Аутизм» часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать «что-то не то» и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

Читать еще:  Артрит у детей — причины возникновения, симптомы и лечение

8. Нет никакой «эпидемии аутизма». Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов «умственная отсталость» снизилось, а число диагнозов «аутизм», соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про «эпидемию аутизма» имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу «лучше что-то, чем ничего». Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к «мужеству» или «преодолению». Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

8 мифов об аутизме, которые давно пора развенчать

«Это болезнь», «аутизм вызывают прививки», «такие дети не могут учиться в школе» — эти представления очень вредны как для людей с аутизмом и их семей, так и для общества в целом.

Миф 1. Аутизм — это болезнь

Нет, это не болезнь, а особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы. Всемирная организация здравоохранения относит аутизм к группе общих расстройств развития.

Диагноз «аутизм» — поведенческий, то есть его невозможно выявить с помощью анализа или аппаратурного исследования. Специалисты наблюдают за ребёнком с подозрением на аутизм, предлагают ему выполнить определённые задания, изучают его историю развития, беседуют с родителями.

Особенности ребёнка, его необычное поведение становятся заметными в раннем детстве. Диагноз можно надёжно поставить в возрасте около двух лет.

Дети с аутизмом очень разные, и их поведение может меняться в зависимости от возраста и степени выраженности симптомов. К диагностическим критериям аутизма относят:

  • трудности в социальном взаимодействии (ребёнок не всегда обращается к собеседнику, находится либо слишком близко, либо слишком далеко от него);
  • задержку в развитии речи или её отсутствие;
  • трудности с пониманием абстрактных концепций;
  • повышенную или пониженную чувствительность к различным стимулам (звукам, свету, запахам, вестибулярным ощущениям);
  • пищевую избирательность;
  • трудности со сменой активности, сильное предпочтение однообразия и постоянства.

Многие люди с аутизмом совершают повторяющиеся действия: раскачиваются, взмахивают руками, произносят одни и те же фразы или издают звуки, не обращаясь при этом к другому человеку. Некоторые люди ошибочно считают, что проявления агрессии или самоагрессии тоже являются признаками аутизма, но это неверно.

Миф 2. Аутизм — это редкое нарушение

Аутизм — это наиболее распространённое расстройство развития. По последним данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются Autism prevalence slightly higher in CDC’s ADDM Network у каждого 59-го ребёнка (хотя ВОЗ приводит более «мягкую» статистику Расстройства аутистического спектра (РАС) : у одного ребёнка из 160). При этом мальчики подвержены этим расстройствам чаще, чем девочки.

В 2000 году аутизм диагностировался Data & Statistics on Autism Spectrum Disorder у каждого 150-го ребёнка. Исследователи значительно расходятся во мнениях относительно того, представляет ли рост числа детей с этим диагнозом настоящую «эпидемию» аутизма или наблюдаемые изменения связаны с усовершенствованием диагностических процедур и ростом осведомлённости в обществе. Вполне вероятно, что ответ лежит где-то между двумя крайностями.

Миф 3. У всех людей с аутизмом есть гениальные способности

Вероятно, распространению этого мифа способствовал фильм «Человек дождя», где главный герой, которого сыграл Дастин Хоффман, потрясающе играл в покер.

В реальности люди с аутизмом очень разные. Поэтому принято говорить именно о расстройствах аутистического спектра, что предполагает разную степень выраженности признаков. Некоторые люди с РАС способны сосредотачивать внимание на мельчайших деталях и могут обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее других людей. Кто-то из них начинает читать раньше, чем учится говорить. У других есть серьёзные трудности в социальной адаптации и обучении.

Некоторые исследователи предполагают, что людьми с высокофункциональным аутизмом были Эмили Дикинсон, Вирджиния Вулф, Уильям Батлер Йейтс, Герман Мелвилл и Ганс Христиан Андерсен (хотя насчёт каждого из них есть некоторые сомнения).

Миф 4. Дети с аутизмом не могут учиться в обычной школе

Сегодня любой ребёнок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, подразумевающее обучение и общение с типично развивающимися сверстниками.

Дети с аутизмом растут, их поведение и потребности меняются — так же, как и поведение и потребности ребёнка без этого диагноза. Последние исследования показывают Расстройства аутистического спектра , что начатые в раннем возрасте (2–2,5 лет) интенсивные программы помощи, основанные на поведенческом анализе, позволяют в значительной степени скомпенсировать трудности, с которыми сталкивается ребёнок с аутизмом, и дать ему возможность лучше реализовать свой потенциал.

Раньше считалось, что почти все люди с аутизмом имеют когнитивные нарушения. Однако это не так. Интеллектуальные нарушения присутствуют A Brief Update on Intelligence in Autism Spectrum Disorders не более чем у 30% детей с аутизмом, поэтому многие дети с РАС обучаются в общеобразовательных школах по обычным программам. Некоторым из них нужна лишь небольшая адаптация, например возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен. Для других бывает необходимо создавать специализированные условия обучения.

Некоторые люди ошибочно считают, что общение является болезненным для человека с аутизмом, что ему комфортнее находиться в «своём мире». Это не так, люди с РАС хотят общаться, просто не всегда знают, как это делать, поэтому им нужна помощь специалистов.

Миф 5. Вакцинация вызывает аутизм

Исследования ВОЗ Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин , Министерства здравоохранения и социальных служб США, Американской академии Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies семейной медицины и Американской академии педиатрии доказывают, что ни одна вакцина не приводит к увеличению количества случаев аутизма. Даже в семьях, в которых есть привитые и непривитые дети, аутизм встречается с одинаковой частотой.

Доказано также, что вакцины не влияют на степень тяжести аутизма или траекторию его развития, не имеют влияния на время проявления симптомов аутизма. Количество применяемых вакцин не увеличивает частоту встречаемости аутизма, как и консерванты, используемые в вакцинах. Последнее крупное исследование Vaccines, Thimerosal, MMR, Mercury Not Associated With Autism проходило в 2014 году, в нём было задействовано 1,3 миллиона детей с РАС. Его данные говорят, что среди детей, получивших вакцину от кори, краснухи и свинки, риск аутизма меньше, чем среди невакцинированных детей.

Миф 6. Аутизм — результат неправильного воспитания

Эта теория появилась после Второй мировой войны, когда психологи пристально занимались изучением ранних родительско-детских отношений. Однако данные идеи не нашли подтверждения. Эта теория также опровергается реальной жизнью: огромное количество родителей с прекрасными внутрисемейными отношениями имеют детей с аутизмом, в одной и той же семье появляются малыши с РАС и типично развивающиеся дети.

Точные причины расстройства аутистического спектра до сих пор неизвестны. Но установлена генетическая природа нарушения: с аутизмом рождаются, он не появляется из-за внешних воздействий.

Миф 7. Если ребёнок с аутизмом заговорит, то все проблемы исчезнут

Проявления аутизма шире, чем просто нарушение речи, это прежде всего трудности в общении. Некоторые дети с аутизмом повторяют слова как в присутствии слушателя, так и в одиночестве, не направляя речь ни на кого конкретно. Поэтому, когда мы рассматриваем способность ребёнка к общению, то должны оценивать не то, сколько слов он может произнести, а его умение вести диалог.

Читать еще:  Ходить на коленях при артрозе можно ли или противопоказано

Вот пример: восьмилетний Коля постоянно говорил. Когда он был совсем маленьким, родители очень гордились его способностью быстро запоминать и декламировать стихи и фразы из рекламы. Но Коля не умел обращаться к людям с просьбами, и его близким бывало нелегко понять, чего он хочет в каждый конкретный момент, из-за чего мальчик часто расстраивался и плакал.

Психолог и логопед в школе провели оценку его способности к коммуникации. Оказалось, что, несмотря на огромное количество слов, которые использовал Коля, его навык общения находился на довольно низком уровне: мальчику трудно обращаться к людям, просить, отказываться, комментировать.

Специалисты начали применять специальную технологию, которая помогает в развитии навыка коммуникации, — систему обмена изображениями (PECS). В результате её регулярного использования в школе и дома мальчик научился инициировать диалог, привлекать внимание собеседника, стал чаще обращаться к людям. К тому же значительно улучшилось поведение Коли: для того чтобы попросить или отказаться, выразить удовольствие или неудовольствие, ему больше не нужно было плакать — он научился словами выражать свои желания и нежелания.

Миф 8. Аутизм можно вылечить терапией с животными или «волшебной таблеткой»

Интернет переполнен всевозможными предложениями «методов лечения». Одни из них основаны на современных знаниях, другие — на необоснованных представлениях и ложных убеждениях.

В настоящее время нет «лекарства» от аутизма. Известно, что доказавшие свою эффективность программы помощи построены на идеях прикладного анализа поведения. В России за последние 10 лет такие программы активно развиваются. Большинство из них носят коммерческий характер, но есть и качественные бесплатные программы, например сеть служб поддержки семьи, которые помогают детям с аутизмом.

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

2 апреля – день всемирного распространения информации о проблеме аутизма. На распространенные вопросы об аутизме отвечают врачи и ученые.

Что такое аутизм? Бывают ли разные виды аутизма?

Елисей Осин, практикующий детский врач-психиатр. «Аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что человек не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста.

Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами.

Принятая в России классификация включает несколько диагнозов, которые относятся к расстройствам аутистического спектра (РАС) — детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Критерии для этих категорий довольно размыты.

Атипичный аутизм и синдром Аспергера могут быть очень похожи, и два разных врача могут поставить два разных диагноза одному и тому же человеку. К тому же, на протяжении жизни диагноз может меняться, например, первые два года жизни клинические проявления могут соответствовать атипичному аутизму, следующие пять лет – детскому аутизму, а затем – синдрому Аспергера. Потому что у человека происходит развитие, он меняется, и симптомы тоже могут меняться.

Американская психиатрическая ассоциация сейчас вообще отказалась от такого деления, в США существует только один диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС), который включает в себя все формы аутизма».

Аутизм — это болезнь?

Елена Григоренко, доктор психологических наук, профессор Йельского и Хьюстонского университетов, руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, глава экспертного совета фонда «Выход». «Расстройства аутистического спектра входят в большую диагностическую группу, которую мы называем «расстройства развития». Они проявляются на каком-то этапе жизненного пути и затем на протяжении жизни видоизменяются, поэтому эта категория не статична, в нее нельзя войти, побыть в состоянии заболевания, а потом выздороветь.

Аналогия с гриппом или ангиной здесь неуместна. В этом состоянии человек находится на протяжении всей жизни, а поскольку жизнь сама по определению динамична, то это состояние также видоизменяется. Таким образом, аутизм – не болезнь, а расстройство развития.

Почему возникает аутизм?

Екатерина Померанцева, генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Genetico. «Аутизм это такой «хитрый» диагноз, по сути это группа разных состояний, то есть, это так называемый «зонтичный диагноз». Внутри этой группы есть формы, которые связаны с теми или иными мутациями в генах. Это так называемые генетические формы аутизма, и их довольно много.

В целом, с генетикой так или иначе связаны примерно 70% случаев. При этом не все эти 70% — это какие-то синдромальные формы, связанные с конкретной мутацией, это могут быть какие-то наследственные предрасположенности, могут быть случаи, которые зависят от комбинации генов и внешней среды. Современные методы генетического обследования позволяют выявить причину аутизма примерно у 25% детей.

Также уже известно много факторов внешней среды, которые влияют на риск аутизма. Еще больше таких факторов изучаются прямо сейчас, например, активация материнской иммунной системы во время беременности. Скорее всего, есть такие факторы, о которых пока никто не задумывался, но со временем их тоже найдут. Поэтому здесь ситуация развивается достаточно динамично. Какое-то время назад, например, еще кто-то считал возможным обсуждать риски, связанные с вакцинацией, а сейчас об этом даже смешно говорить и то, что вакцинация аутизм не вызывает, уже понятно».

Сколько людей с аутизмом сейчас в мире? Можно ли говорить об эпидемии аутизма?

Профессор Моурин Дёркин, доктор наук в области эпидемиологии и профессор здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин. «На данный момент у нас нет данных о распространенности аутизма в большинстве стран мира. Однако это не значит, что в этих странах случаев аутизма меньше. В основном у нас есть данные по распространенности аутизма в Западной Европе, США и нескольких странах Азии. Так, в США, по оценкам Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм есть у 1 из 68 детей.

Да можно говорить об эпидемии аутизма. Эпидемия означает, что частота какого-либо заболевания или другого состояния среди населения выше, чем ожидалось, или выше, чем обычно, и растет. Последние двадцать лет это было верно для аутизма».

Все ли люди с аутизмом одинаковы?

Донна Уильямс — аутичная женщина, писательница, художница и консультант по вопросам аутизма. В России была издана ее автобиографическая книга «Никто нигде». «Не существует двух людей с аутизмом с одинаковой личностью или с тем, что составляет их «аутизм». Аутизм — это «фруктовый салат», и комбинация ингредиентов этого салата может быть очень разной в зависимости от конкретного человека. Они все такие разные, и у каждого есть свои сильные стороны. Важно помнить, что люди с аутизмом — это все равно просто люди, а дети с аутизмом — это все равно просто дети».

Опасны ли люди с аутизмом? Способны ли они на сочувствие?

Эмили Уиллингэм, мама ребенка с аутизмом, доктор биологии, исследователь и популяризатор науки. «Спланированное, социальное насилие нехарактерно для аутизма. Более того, аутичные люди гораздо чаще становятся жертвами насилия, чем подвергают насилию других. Аутичным людям бывает трудно автоматически поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации и интуитивно понять, что сейчас чувствует другой человек.

Однако если эмоция выражается явно и напрямую, то ничто не мешает им понять, что чувствует другой человек. Мой опыт говорит о том, что как только аутичный человек понимает чужие эмоции, то он испытывает ничем не ограниченное сопереживание. Обычно их эмоции очень интенсивны».

Нужны ли людям с РАС друзья, общение?

Доктор Элизабет Логесон, клинический психолог, автор многочисленных исследований о социализации при аутизме и разработчик одного из подходов к развитию социальных навыков у подростков с аутизмом.

«В нашей программе обучения социальным навыкам мы узнали, что, хотя молодые люди с аутизмом не всегда выражают потребность в друзьях на словах, подавляющее большинство из них нуждаются в дружбе и общении. Проблема только в том, что они не знают, как этого добиться. На самом деле многочисленные исследования показали, что люди с аутизмом очень страдают от просто невероятного одиночества. Из-за социальной изоляции у них очень часто развиваются депрессия и тревожные расстройства».

Можно ли перерасти аутизм?

Дина Гасснер — мама взрослого сына с аутизмом, общественный деятель и социальный работник, которая специализируется на поддержке подростков и взрослых с аутизмом и другими нарушениями развития. У самой Гасснер был диагностирован синдром Аспергера — форма аутизма без нарушений интеллекта и речи.

«Существует миф, что аутичные люди каким-то волшебным образом перерастут свой аутизм. Мне кажется очень важным, чтобы общество поняло — перерасти аутизм нельзя! Про себя я обычно говорю: я не переросла аутизм, я вросла в него. Я выросла и начала лучше понимать саму себя как человека с аутизмом, научилась решать связанные с ним проблемы. Мой успех именно в этом, а не в том, что я пытаюсь быть кем-то, кем я быть не могу».

Читать еще:  Ушиб тазобедренного сустава — симптомы и лечение

Существует ли эффективное лечение в случае аутизма?

Доктор Брайан Кинг, профессор отделения психиатрии и поведенческих наук Вашингтонского университета, директор Детского центра аутизма в Сиэтле, один из основных мировых экспертов в области аутизма и других нарушений развития. «Да, и последние годы мы получаем все больше и больше доказательств эффективности терапии. В первую очередь, это занятия с ребенком по методикам, основанным на прикладном анализе поведения. Начинать помощь ребенку с аутизмом однозначно следует с них.

Вообще, можно порекомендовать родителям думать не об аутизме в целом, а о конкретном уникальном ребенке, о тех специфических трудностях, которые у него есть в данный конкретный момент. Каких навыков ему недостает по сравнению со сверстниками. Например, многие дети с аутизмом совсем не используют речь. С таким ребенком нужно в первую очередь работать над развитием коммуникации. Есть эффективные поведенческие методики, которые направлены именно на развитие речи.

Ребенку, который уже хорошо говорит такие методы не подойдут. С ним стоит работать над развитием более сложных социальных навыков. У каждого ребенка или взрослого с аутизмом есть свои уникальные потребности. Так что цель семьи — это не аутизм как таковой, а ответ на вопрос: «На решении каких проблем нужно сосредоточиться в первую очередь?»

Можно ли лечить аутизм какими-нибудь лекарствами или процедурами?

Доктор Натали Даница Ведер, детский и подростковый психиатр, эксперт некоммерческой организации по вопросам психического здоровья детей «Child Mind Institute». «В первую очередь, вмешательства для аутизма — поведенческие. Пока что не существует одобренных препаратов или процедур, которые непосредственно влияют на симптомы аутизма. Роль медикаментозного лечения при аутизме, мягко говоря, скромная. К препаратам при аутизме стоит прибегать лишь тогда, когда другие методы потерпели неудачу. При этом препараты воздействуют не на сам аутизм, а уменьшают какой-то конкретный симптом, например, повышенную раздражительность или гиперактивность».

Можно ли вылечить аутизм полностью? Какое будущее ждет ребенка с аутизмом?

Лора Дилли, эксперт по диагностике и ранней помощи детям с аутизмом, психолог, член совета директоров Психологической ассоциации Джорджии, специалист Центра аутизма Маркуса (США). «Родители очень часто спрашивают меня об этом. И мне приходится отвечать: «Я не знаю. Хотела бы я ответить, но я не знаю». Мы точно знаем, что 5-10% детей, которые получили ранний диагноз и раннюю психолого-педагогическую помощь, больше не соответствуют диагностическим критериям аутизма, когда становятся взрослыми.

Конечно, у них при этом все равно могут оставаться какие-то особенности или трудности, связанные со спектром аутизма, но они относительно незначительные. Очень многое зависит от ранней диагностики и помощи. В первую очередь, такая помощь должна быть направлена на так называемую функциональную коммуникацию — способность сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям, а также на самообслуживание и другие навыки для независимой жизни».

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.

10 фактов про аутизм, о которых нужно рассказать детям

Накануне 2 апреля – Всемирного дня информирования о проблеме аутизма – эпидемиологи из США опубликовали новые данные. Если раньше считалось, что аутизмом страдает каждый 90-й ребенок, то теперь ученые утверждают, что это заболевание есть у одного из 68 учеников младших классов. Причем среди мальчиков распространенность еще выше – 1 случай аутизма на 42 человека.

В России таких исследований не проводилось, но это не значит, что аутистов у нас меньше: к сожалению, просто далеко не все случаи аутизма в РФ известны. И сейчас количество детей с этим диагнозом постоянно растет.

Несмотря на то, что дети с аутизмом по-другому воспринимают мир, им очень важно находиться рядом со своими сверстниками и общаться с ними. Мало того, ученые выявили, что и «нормальным» детям не менее важно общаться с детьми «особенными». Это учит их сочувствовать и смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Но как подготовить ребенка к общению с ровесником, который ведет себя странно и непривычно? Ниже – несколько главных фактов, которые нужно знать про аутизм обычным детям и их родителям.

1. Аутизм – это один из видов инвалидности или ограниченных возможностей здоровья. Это означает, что у человека с отсутствуют какие-то конкретные способности, но, в целом, он ничуть не хуже других. Он может быть очень умен и талантлив. В своременной науке существуют методы коррекции аутизма.

Мы привыкли к тому, что инвалидность, обычно, заметна – человек не может ходить, видеть, или слышать. При аутизме же человек выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее коммуницировать с окружающим миром – говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей.

2. Человек с аутизмом видит мир не так, как все остальные. Он иначе воспринимает практически все: звуки, цвета, запахи или прикосновения.

Совершенно обычные для нас вещи – например, шум улицы на заднем фоне, для аутиста могут быть столь сильными стимулами, как, например, вой сирены. Человек с аутизмом может не переносить, когда к нему прикасаются. Или слишком сильно реагировать на запахи, которые другим кажутся совсем слабыми. Поэтому не надо удивляться, если ребенок с аутизмом испугался резкого звука, или если он носит беруши, специальные наушники или темные очки – это может быть ему необходимо.

С другой стороны, именно благодаря своей особой чувствительности многие люди с аутизмом воспринимают мир ярче, чем другие. И это, к примеру, может выражаться в творчестве.

3. Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало, но это не значит, что они ничего не понимают. На самом деле они все воспринимают, но не могут отреагировать на это словами. Трудности с речью не значат, что они глупые.

4. У детей с аутизмом, которым сложно разговаривать, могут быть свои способы общения. Они, например, показывают на предметы рукой, используют специальные жесты (подобно глухонемым и слабослышащим), а также люди с аутизмом могут общаться специальными карточками с картинками или напечатанными словами.

Если человек общается не так, как вы, привыкли, это не значит, что он глупый. Можно проявить терпение и понять, что ему нужно.

5. Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые аутисты постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой или постукивают ногами. Таких движений не надо бояться. Они случаются непроизвольно, и, очень часто, они доставляют человеку с аутизмом удовольствие. Многим такие движения помогают успокоиться или лучше думать, а иногда странные движения руками значат, что человек просто счастлив или чему-то рад.

6. Если некоторые дети с аутизмом почти не говорят, то другие могут рассказывать без умолку про то, что им интересно. У детей с аутизмом могут быть совершенно любые увлечения: поезда, космос, животные, открытки или компьютеры. У всех бывают любимые темы, но у аутистов интерес к чему-то может быть просто безграничным. И если разговор перешел на эту тему, и вам кажется, что собеседник говорит слишком много, то просто расскажите ему об этом – скорее всего, он просто не понимает, что его главное увлечение вас не интересует.

7. Вы замечали, что когда люди разговаривают, то они непроизвольно начинают смотреть друг на друга и заглядывают друг другу в глаза? Людям с ауизмом такой взгляд может казаться пугающим и неприятным. А некоторые не способны одновременно смотреть в глаза своему собеседнику и воспринимать его речь.
Поэтому, если человек с аутизмом на вас не смотрит, то это не значит, что он обижен, не хочет с вами общаться или не слышит вас. Возможно, он как раз очень внимательно вас слушает.

8. Людям с аутизмом бывает очень трудно понять ваши чувства по выражению лица и другим привычным нам признакам. В разговоре они уделяют внимание лишь словам, и часто понимают эти слова буквально. Поэтому общаться с аутистами лучше максимально прямо – без шуток и подначивания. Иначе они могут просто вас не понять.

9. Вам самим может быть сложно понять, что чувствует человек с аутизмом. При аутизме эмоции совсем иначе выражаются в голосе или на лице. Но если у человека замершее выражение лица и монотонный голос, то это не значит, что он ничего не чувствует! Если вы не понимаете, как человек с аутизмом к чему-либо относится, то просто спросите его напрямую.

10. Иногда может показаться, что аутичный человек совсем не интересуется другими, но это не так. Аутистам, как и всем нам, важны общение и друзья.

Аутисты часто не знают, как начать общение, как завести знакомство, и, в итоге, могут просто показаться невежливыми, или наоборот – сторонятся своих сверстников. Поэтому очень здорово, если вы первыми предложите аутисту общение. И в его лице вы, скорее всего, сможете найти человека, который будет очень ценить вашу дружбу.

Ну и главное, что нужно помнить – все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. И если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет ярче и богаче.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector