1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Страх и ненависть: 4 самых опасных психологических эксперимента в истории человечества

Страх и ненависть: 4 самых опасных психологических эксперимента в истории человечества

Почему, говоря о потенциальных рисках продуктов или веществ в смысле возникновения смертельно опасных заболеваний, ученые всегда отмечают, что исследование не может считаться на 100% верным? Ответ прост: потому что этические принципы запрещают проводить подобные эксперименты на людях, так что вредному воздействию подвергаются в основном лабораторные мыши.

Впрочем, с этической стороной у науки не всегда все было хорошо. Идеальная иллюстрация — страшные эксперименты над человеческой психикой, которые привели к таким последствиям, которых, очевидно, не ожидали и сами ученые.

Эксперимент Милгрэма

Фото: John Silliman / unsplash.com

Эксперимент Милгрэма продолжал шокировать исследователей и широкую общественность с тех пор, как он был первоначально осуществлен, до тех пор, как его “облегченные” варианты стали повторять в рамках новых исследований и даже на ток-шоу.

Впервые проведенный психологом Йельского университета (Yale University) Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) еще в 1963 году, он был мотивирован поведением добропорядочных немецких граждан, которые в годы нацизма принимали участие в уничтожении миллионов невинных людей в концлагерях. А если точнее — заявлением сотрудника гестапо Адольфа Эйхмана ( Otto Adolf Eichmann ), ответственного за массовое уничтожение евреев, который на суде заявил, что он “просто следил за порядком”.

Неужели люди могут делать настолько ужасные вещи, когда получают неограниченную власть? Этот вопрос и заставил Милгрэма запустить серию экспериментов. Суть каждого из них состояла в том, что один из участников (“ученик”) должен был заучивать пары слов из списка до тех пор, пока не запомнит каждую пару, а другой участник (“учитель”) был обязан проверять его, наказывая за ошибку все более сильным разрядом тока. Роли “ученика” и “учителя” при этом распределялись по жребию.

“Учителям”, конечно, было известно, что неверный ответ на каждый следующий вопрос будет причинять “ученику” еще больше боли. А поскольку два участника находились в соседних комнатах, “учитель” мог слышать, как кричит его “ученик”. На самом деле никаких разрядов тока не было, а мужчина в соседней комнате был актером. Но Милгрэму очень хотелось узнать, насколько далеко готов зайти человек, если ему позволить это сделать.

Результаты оказались шокирующими: если изначально предполагалось, что только 0,1% “учителей” дойдут до пиковой точки — разряда, способного покалечить “ученика”, то в итоге около 2/3 “учителей” продолжали жать на кнопку, даже когда “ученик”, казалось, был на грани.

Эксперимент “Маленький Альберт”

Фото: Annie Spratt / unsplash.com

Пусть вас не обманывает очаровательное название, потому что ничего очаровательного в этом эксперименте нет. После успешной экспериментальной серии российского физиолога Ивана Павлова, демонстрирующей формирование условных рефлексов у собак, в 1920 году профессор Джон Уотсон ( John Watson ) из Университета Джонса Хопкинса ( Johns Hopkins University ) и его аспирантка Розали Рейнер ( Rosalie Rayner ) захотели посмотреть, могут ли эмоциональные реакции быть обусловлены у людей.

Участником эксперимента стал 9-месячный ребенок, названный в документах “Альберт Б”, реакции которого проверяли, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну и маски. Изначально мальчик не испытал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали.

Тогда все эти вещи были показаны Альберту повторно, с той лишь разницей, что как только перед глазами мальчика появлялась крыса, Уотсон стучал палкой по металлической трубе. И этот стук, что логично, пугал ребенка, так что он начинал плакать. Далее любая повторная демонстрация белой крысы, даже если ее показ не сопровождался ударами, вызывал у мальчика панический страх и очевидно негативную реакцию на присутствие объекта.

К слову, только в 2010 году Американской психологической ассоциации (APA) удалось установить личность “Альберта Б”. Им оказался Дуглас Мерритт ( Douglas Merritte ), сын местной медсестры, которой заплатили всего 1 доллар за участие ее ребенка в исследовании.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Фото: Ian Espinosa / unsplash.com

Еще один по-настоящему пугающий эксперимент, который легендарен настолько, что нашел свое отражение в массовой культуре. Он оказался непредсказуемым, тревожным и печально известным. Таким печально известным, что на месте эксперимента была установлена мемориальная доска.

Проведенный в 1971 году в Стэнфордском университете ( Stanford University ) американским психологом Филиппом Зимбардо ( Philip Zimbardo ) по поручению Военно-морского флота США, эксперимент должен был установить, чем вызваны постоянные трения между охранниками и заключенными в его исправительных учреждениях. Проще говоря, группе исследователей предстояло выяснить, как реагирует обычный человек на ограничение свободы и тюремные условия и насколько сильное влияние на людей оказывает навязанная социальная роль.

Организовав “временную тюрьму” в одном из подвальных помещений Стэнфорда, туда отправили группу физически сильных и психологически стабильных студентов, которых разделили на “заключенных” и “охранников”. Исследователи скрылись с глаз добровольцев, заметив, что участники эксперимента должны вести себя так, будто это и есть настоящая тюрьма. Но вряд ли тогда ученые могли себе представить, что произойдет дальше.

После относительно спокойного первого дня на второй день начался бунт “заключенных”. “Охранники” добровольно отправились на сверхурочную работу, чтобы подавить мятеж, используя для этого огнетушители. Позже “охранники” поделили “заключенных” на два корпуса — хороший и плохой — и стравливали их друг с другом, аппелируя к тому, что в их рядах есть информаторы.

В течение нескольких дней садистский авторитаризм “охранников” только укрепился, и “заключенные” начали выпадать из эксперимента. Первый студент ушел после 36 часов, страдая, как отмечается, от “острых эмоциональных волнений, дезорганизованного мышления, неконтролируемого крика и ярости”. Вскоре и несколько других “заключенных” проявили симптомы крайнего психологического стресса, так что эксперимент был прекращен через шесть дней — на неделю раньше, чем планировалось.

И снова выводы исследования оказались тревожными: даже хорошие люди могут делать ужасные вещи, когда им дается неограниченная власть.

Чудовищный эксперимент

Фото: Annie Spratt / unsplash.com

Тот случай, когда название говорит само за себя. Еще в конце 1930-х годов исследователь в области речевых патологий из Университета Айовы ( University of Iowa ) Уэнделл Джонсон ( Wendell Johnson ) пришел к выводу, что он, вероятнее всего, начал заикаться потому, что однажды учительница сказала ему, что он заикается. Пророчество или влияние оценочных суждений? Предполагая, что виновато как раз второе, Джонсон решил это проверить с помощью своей аспирантки Мэри Тейлор ( Mary Taylor ), которая и возглавила исследование.

Для эксперимента были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которые идеально подходили из-за отсутствия авторитетной фигуры в жизни. Детей разделили на две группы: первой постоянно говорили, что их речь прекрасна, а способности к чтению удивительны, второй — что у них очевидные проблемы с речью и заикания вряд ли получится избежать.

Читать еще:  Если вы одиноки, значит, вы слишком красивы

В итоге самооценка детей из второй группы заметно упала, кроме того, у них развилась сильная неуверенность в речи и даже признаки заикания. Несмотря на то, что по завершении эксперимента заикание пропало, большая часть сирот остались замкнутыми и малообщительными.

Конечно, каждый случай индивидуален, но Уэнделл Джонсон точно ошибался. Обратная связь такого рода может усиливать заикание, которое уже началось, говорят эксперты, но не может “запустить” его. Согласно NHS, корни подобной корреляции следует искать в неврологических проблемах и проблемах развития у ребенка.

15 самых известных психологических экспериментов всех времен

maryalice

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. Сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Тест на внимательность

Тест на внимательность Тест на внимательность

1. Тест на селективное внимание

Как думаете, достаточно ли вы внимательны? Есть один способ узнать это. Посмотрите видео выше. Получили ли вы правильный ответ? Если да, то примите наши поздравления! Но ответьте на более важный вопрос: заметили ли вы на видео танцующего медведя? В начале тестирования вам предлагалось только посчитать сколько раз передает мяч команда в белом. Танцующий медведь появляется спустя несколько минут после начала игры. Исследование показало, что большинство испытуемых не замечают медведя вообще, что и доказывает факт того, что люди чаще всего переоценивают свои способности.

2. Скрипач в метро

Выделяете ли вы время на то, чтобы остановиться и оценить красоту вокруг вас? Согласно эксперименту, проведенному в 2007 году, скорее всего, — нет. Всемирно известный скрипач Джош Белл выступил в роли уличного артиста на станции метро в Вашингтоне, чтобы увидеть какое количество людей сможет остановиться и оценить его игру на скрипке. Несмотря на то, что он играл на скрипке ручной работы стоимостью 3,5 миллионов долларов и недавно выступил на концерте в Бостоне, где в среднем цена билета $100, немногие остановились, чтобы оценить его талант. Джош за целый день игры на скрипке заработал лишь $32.

3. Лестница-пианино

Инициатива Volkswagen под названием «Теория веселья» была применена для того, чтобы доказать, что поведение людей может поменяться в лучшую сторону, несмотря на повседневную рутину. В данном эксперименте люди проходят по музыкальной лестнице на станции метро в Стокгольме, Швеция. В результате можно увидеть, какое количество людей готово отдать предпочтение здоровому образу жизни, поднимаясь/спускаясь по лестнице. В день эксперимента более 66% людей воспользовались лестницей, что и доказывает полезность «Теории веселья».

4. Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения». В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

5. Маршмеллоу-тест

В конце 1960-х годов американский психолог Уолтер Мишел провел эксперимент, в котором детям предлагалось сделать непростой выбор. Воспитанника стэнфорского детсада садили за стол, а перед ним клали аппетитный маршмеллоу (печенье, мятный леденец или крендель). Затем экспериментатор сообщал, что ему нужно отлучиться, и обещал ребенку, что если тот не съест сладость до его возвращения, то получит еще одну порцию. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с непреодолимым желанием насладиться лакомством. Только представьте, как тяжело ребенку совладать с искушением! Ситуация осложнялась тем, что в комнате не было игрушек, на которые можно было бы отвлечься в процессе ожидания. Только стул, стол и маршмеллоу.
В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получая обещанную награду.

6. Эффект свидетеля

Поведение, направленное на оказание помощи другим людям, называется просоциальным. В психологических экспериментах делались попытки определить его факторы. Джон Дарли из Нью-Йоркского университета и Бибб Латане из Колумбийского университета предложили термин для описания поведения человека, ставшего свидетелем критической ситуации, когда возникает необходимость оказать помощь, — «вмешательство свидетеля» (или невмешательство). Результаты этого исследования вселяют тревогу. Однако полученные данные помогли в разработке мероприятий, которые могут изменить социальное поведение людей в критических ситуациях. Понятно, что знание об эффекте свидетеля позволяет человеку понять свою личную ответственность за оказание помощи даже тогда, когда вокруг него много людей. Исследования психологов подтверждают, что люди, знакомые с результатами Дарли и Латане, охотнее оказывали помощь в критических ситуациях.

7. Эксперимент конформизма Аша

Как вы считаете, подвержены ли вы влиянию группы или, проще говоря «стадному» инстинкту «делай, как все»? Вероятно, вы, как и большинство обычных людей, полагаете, что легко можете противостоять группе, если уверены в своей правоте. В 50-х годах прошлого столетия психолог Соломон Аш провел ряд экспериментов, разработанных, чтобы продемонстрировать власть подражания в группах. Участников эксперимента Аша убедили, будто они принимают участие не в психологическом, а в зрительном эксперименте. Их разделили на группы по 2-7 человек. Один человек в группе был испытуемым, а остальные — помощниками Аша. Сначала помощники отвечали на все вопросы правильно, так же как и испытуемый, но потом стали единогласно утверждать неверные ответы. Практически 75% испытуемых согласились со мнением большинства, по крайней мере, единожды.

8. Стэнфордский тюремный эксперимент

Это психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году в Стэнфордском университете американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

9. Эксперимент «Кукла Бобо»

Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и в видеоиграх, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален полвека назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение агрессии на психику детей.

В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей изучения агрессии у детей. Теория Бандуры предполагает, что формирование агрессии у детей происходит посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми.

10. Собака Павлова

В своем ставшем классическим эксперименте Павлов вживил в слюнную железу собаки фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась еда. Экспериментатор сначала включал свет в окошке перед собакой, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось немного пищи, а свет выключался.

Читать еще:  Почему мы мониторим страницы бывших в соцсетях и что с этим делать

Собака была голодна, поэтому отмечалось обильное слюноотделение Выделение слюны у голодной собаки при виде пищи является безусловным (врожден­ным) рефлексом. Здесь нет никакого научения, поэтому еда является безусловным стиму­лом, а свет — вообще нейтральным раздражи­телем. На него собака первоначально никак не реагировала. Однако эту процедуру повторяли многократно: сначала зажигался свет, затем подавалась пища.

В результате было обнаружено, что у собаки начиналось выделение слюны сразу же при зажигании света. Более того, слюна начинала выделяться даже тогда, когда после зажигания света пища вообще не подавалась.

11. Маленький Альберт

В самом конце 1919 года Уотсон и его ассистентка и любовница Розали Рейнер ставят эксперимент, который призван показать правоту бихевиористической теории. Их задача — вызвать посредством внешних стимулов сложную психическую эмоцию там, где ее раньше не было.

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.». Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ни один из этих предметов не выявил страха у малыша. Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Результат — условный рефлекс страха на крысу действительно закрепился у малыша.

12. Социальный эксперимент «Carlsberg»

Веселая реклама пива превратилась в самый настоящий психологический эксперимент. Ничего не подозревающие пары заходили в кинотеатр и обнаруживали, что единственные два места находятся в самой середине зала. А все прочие места заняты мрачными, накачанными байкерами, недобро поглядывавшими на вновь вошедших. Большинство пар предпочло ретироваться из кинотеатра от греха подальше, а добравшихся до своих мест байкеры приветствовали громкими аплодисментами и бесплатным пивом. Так психологи выяснили процент смелых людей среди обычного населения. Как и ожидалось, он оказался совсем не велик.

13. Эксперимент «Пропавший ребенок»

Оказывается, мы очень редко обращаем внимание на то, что происходит вокруг именно сейчас. Психологи повесили листовку с объявлением о пропаже ребенка у дверей в магазин. Некоторые из зашедших в помещение даже ее прочли. Но никто так и не заметил изображенного на фотографии мальчика, хотя он стоял всего в паре метров от дверей.

14. Привитый расизм

Учитель третьего класса Джейн Эллиот разделила детей на две группы: голубоглазое большинство и кареглазых изгоев. Отношение было соответствующим — светлым ребятам отдавалось немалое предпочтение. Уже ко второму дню они начали показывать лучшие результаты в учебе, а к третьему принялись третировать представителей меньшинства. Кареглазые студенты испытывали серьезные проблемы с самооценкой, их успеваемость упала. Психологи считают, что мы готовы стать расистами, если на то поступает указание сверху.

15. Обезьяны Харлоу

Доктор Гарри Харлоу проводил жестокие эксперименты на обезьянах. Он исследовал вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее. Харлоу отбирал детеныша обезьяны у матери и помещал его в клетку в полном одиночестве. Причем выбирал он тех малышей, у которых с матерью была наиболее прочная связь. Обезьяна целый год сидела в клетке, а потом ее отпускали. Впоследствии обнаружилось, что у большинства особей проявляются различные психические отклонения. Ученый сделал вывод: даже счастливое детство не является профилактикой депрессий. Однако к такому простому заключению можно было прийти и без жестоких экспериментов. Кстати, движение в защиту прав животных началось именно после огласки результатов этого страшного исследования.

9 самых жестоких психологических экспериментов в истории

Что будет, если полжизни мальчику рассказывать, что он девочка? А если пытать человека электрическим током или заставить испытуемого отрезать голову живой крысе?

Бигпикча собрала девять самых жестоких и бессмысленных психологических экспериментов в истории.

1. Воспитание мальчика как девочки (1965-2004)

В результате неудачной операции 8-месячный Брюс Ремер лишился полового члена. Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США) порекомендовал родителям смириться и воспитывать мальчика как девочку. Так Брюс стал Брендой, а Джон Мани начал с интересом наблюдать за происходящим. Все складывалось относительно успешно, пока родители не рассказали мальчику-девочке правду. Жизнь Брюса была искалечена, он трижды пытался покончить жить самоубийством. Пытаясь все-таки вернуться к нормальной жизни, он сменил имя и даже женился. Однако все закончилось трагично: после развода с женой он свел счеты с жизнью. Ему было 38 лет.

2. «Источник отчаяния» (1960)

Доктор Гарри Харлоу практиковался, к счастью, только на обезьянах. Он отбирал детеныша у матери и целый год держал его в одиночестве. После того как малыш возвращался к маме, у него обнаруживались серьезные психические отклонения. Впрочем, очевидный вывод — лишение материнской ласки приводит к проблемам — можно было бы сделать и менее жестоким способом.

3. Эксперимент Милгрема (1974)

В опыте принимали участие экспериментатор, подопытный и актер, который играл роль другого подопытного. Перед началом эксперимента «учителю» объясняли, что главная цель опыта — обнаружить новые методы запоминания информации. Простой эксперимент на запоминание превращался в пытку: за каждый неверный ответ подопытный актер получал удар током. На самом деле никаких ударов током не было, но после каждой ошибки напряжение «вырастало» на 15 вольт. Если «учитель» отказывался, экспериментатор настаивал, объясняя, насколько это важно для науки. Результаты оказались кошмарны: 65% «учителей» доходили до уровня 450 вольт. Так Милгрему удалось доказать, что человек, находясь под властью авторитета, способен совершить поступок, абсолютно невероятный для него в обычной жизни.

4. Приобретенная беспомощность (1966)

Психологи Марк Селигман и Стив Майер разделили собак на три группы. С первой ничего не происходило, собак второй группы били током, но удары можно было прекратить, нажав на рычаг, а третьей не повезло больше всего. Их тоже били током, но избежать этого было невозможно. Через некоторое время клетки третьей группы открыли, но ни одна из собак даже не пыталась нажимать на рычаг: они воспринимали страдания как нечто уже неизбежное.

5. «Ужасный эксперимент» (1939)

Венделл Джонсон из университета Айова (США) со своей аспиранткой Мэри Тюдор в 1939 году разделили 22 детей-сирот из Девенпорта на две группы. Одним говорили, что их речь безупречна, другим — что они чудовищно заикаются. В действительности все дети разговаривали нормально.

В результате у большинства детей второй группы развилось заикание, которое сохранилось на всю жизнь.

6. Малыш Альберт (1920)

В течение двух месяцев 9-месячному Альберту показывали ручную белую крысу, вату, маску Санта-Клауса с бородой, белого кролика и т.д. Но потом доктор психологии Джон Уотсон за спиной ребенка начал бить железным молотом по металлической пластине каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе. В результате Альберт стал бояться не только белой крысы, но и ваты, Санта-Клауса и белого кролика. Фобия закрепилась у него на всю жизнь.

7. Эксперименты Лендиса (1924)

Карин Лендис из Университета Миннесоты в 1924 году изучал мимику человека. Лендис демонстрировал своим студентам нечто, что могло вызвать сильные эмоции: заставлял молодых людей нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть порнографические фильмы и засовывать руки в ведра с лягушками — и фиксировал мимику.

Читать еще:  Марлинг: что нужно знать о появлении бывших перед праздниками

Затем Лендис приказал студентам отрезать голову крысе. Большинство из них согласились. Никаких закономерностей в мимике найти не удалось, зато Лендис справедливо заключил, что в группе под влиянием авторитета человек способен на многое.

8. Исследование влияния наркотиков на организм (1969)

Группу обезьян научили самостоятельно вводить себе различные наркотики.

Обезьяны, которые принимали кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций — бедные животные вырывали себе фаланги пальцев. Употреблявшие амфетамин выдергивали из себя всю шерсть, а животные, которые подвергались одновременному действию кокаина и морфина, в течение двух недель после начала приема умирали.

9. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

Психолог Филипп Зимбардо создал очень реалистичную имитацию тюрьмы в подвале факультета психологии, а студентов-добровольцев (их было 24) разделил на «заключенных» и «надзирателей».

Поначалу студенты растерялись, но второй день эксперимента все расставил на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями».

Постепенно система контроля настолько ужесточилась, что «заключенных» не оставляли в одиночестве даже в туалете. Когда «заключенным» задавали вопрос, как их зовут, многие из них называли свой номер. «Узники» настолько вжились в свои роли, что начали ощущать себя заключенными настоящей тюрьмы, а студенты, которым досталась роль «надзирателей», почувствовали настоящие садистские эмоции по отношению к людям, которые еще несколько дней назад были для них хорошими друзьями.

Опыт был запланирован на две недели, но его прекратили досрочно по этическим соображениям.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и канал в Telegram.

Страх и ненависть: 4 самых опасных психологических эксперимента в истории человечества

Законы работы человеческой психики до сих пор изучены мало. Во время психологических экспериментов результаты способны поставить ученых в тупик, а подчас могут и шокировать.

Дело Качинского

Психологический эксперимент ЦРУ в рамках проекта MKULTRA исследовал способ манипулирования человеком и породил экологического террориста Унабомбера.
Однажды во время учебы преуспевающему студенту Гарварда Теодору Качинскому предложили принять участие в эксперименте психолога Генри Мюррея. Подопытным студентам сказали, что они будут обсуждать и отстаивать свою личную философию со своими однокурсниками. Однако их обманули. Когда они приехали на исследование, выяснилось, что они будут дискутировать не друг с другом, а со студентом юридического факультета, которого специально подготовили, чтобы победить и унизить этих ребят в словесной дискуссии, разозлить и высмеять их идеи. Причем, команда Мюррея намеренно выбрала эмоционально неустойчивых студентов, чтобы максимизировать эффект от стресса. Эксперимент должен был доказать теорию «причинности поведения человека», а точнее, как влияет на личность стороннее давление.

Психологический опыт сломал неустойчивого Теда. Он стал ненавидеть психологов и науку, которая порождает подобные злодейства. Еще в университете он написал целый трактат о неприемлемости этого мира, со всеми его порядками и технологиями, а потом купил себе хижину в лесу и стал отшельником. Но теперь его начали раздражать туристы, автомобили, самолеты. И Теодор начал мстить, отправляя самодельные бомбы по почте. На его счету более 16 взрывов. В результате, Качинского сдал собственный брат, и сегодня бывший подопытный Мюррея, отбывает свои четыре пожизненных срока.

Эксперимент Хофлинга

В то время как спецслужбы искали способ подчинить себе чужое сознание, психиатр Чарльз Хофлинг доказал, что достаточно просто правильно попросить. Главное, чтобы сам объект эксперимента не догадывался о том, что его используют. В один прекрасный день 1966 года он позвонил нескольким медсестрам одной из городских больниц. Представившись лечащим врачом, он попросил ввести пациентам 20 мг лекарства «Астротен», разрешенная доза которого не превышает 10 мг. Удивительно, что такому эксперименту дали зеленый свет, но еще страшнее, что 21 из 22 медсестер без лишних вопросов послушались первого слова незнакомого им доктора, которое шло вразрез не только с правилами больницы, но и с человеческой жизнью.

Ребенок и крыса

Жертвами психологии становились не только студенты и взрослые, но и дети. В 1913 году доктор психологии Джон Бродес Уотсон объявил о создании нового направления – бихевиоризма, ядром которого стало поведение человека. Ученый полагал – все можно объяснить влиянием внешних стимулов и обстоятельств. Чтобы доказать свою правоту, он решил намеренно вызвать посредством внешних стимулов психологическую реакцию, где ее раньше не было. Для этого он выбрал 11-месячного младенца «Альберта Б.». Он был нормально развитым ребенком, без каких-либо отклонений.

Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, которая совершенно не вызвала у него страха. Задача Уотсона состояла как раз в том, чтобы его создать. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта.
Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Страх впоследствии перенесся на все похожие предметы – то есть, мягкие и белые – ребенок панически боялся кролика, собаку, шевелюру исследователя.

На этом эксперимент закончился, ребенка забрали из больницы, а Джону Хопкинсу пришлось покинуть университет из-за этического скандала. Впоследствии, он писал: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности предков».

Игра в тюрьму

Чтобы понять, почему в американской тюрьме, несмотря на улучшение условий, процветает садизм надсмотрщиков и презрение к общественному порядку заключенных, ученый Филипп Зимбарго решил провести свое исследование. Он поместил в условия тюрьмы обычных студентов, разделив их на две группы – преступники и надзиратели. Кутузка сделала свое дело, группа «сотрудников тюрьмы» превратилась в отъявленных садистов, а заключенные в забитых людей. Уже после эксперимента, который обернулся скандалом и был досрочно приостановлен, мнимые надсмотрщики искренне удивлялись своим действиям: «Я никогда не думал, что способен на такое, — утверждал один из «охранников», — но это было как работа, тебе выдали форму и роль, и ты должен ее исполнять».

Мальчик-девочка

22 августа 1965 года в канадской семье Реймеров родились два брата близнеца – Брюс и Брайан. Через некоторое время по медицинским целям, детям назначили обрезание. Операция прошла неудачно, в результате ошибки врачей Брюса лишили полового органа. Безутешным родителям посоветовали вживить мальчику искусственный фаллос, но намекнули, что это не спасет его от одиночества. Решение пришло неожиданно. На Рейнеров вышел доктор Джон Мани, который предложил сделать из Брюса девочку, утверждая с высоты своего авторитета, что психологический пол не обязательно должен соответствовать генетическому.

Разумеется, доктору была неважна судьба мальчика, ему нужно было получить доказательство того, что каждому ребенку в раннем возрасте можно без последствий менять пол. Не долго думая, из Брюса сделали Бренду. Только против природы не попрешь, «молоденькая девушка» дралась со сверстниками, играла в футбол и презирала кукол. Когда Бренда выросла и проблемы стали серьезнее, родители во всем сознались. Девушка потребовала вновь сделать ее мужчиной и на этот раз стала Дэвидом Реймером. Он даже женился. Впоследствии, Дэвид Реймер всячески стремился предать дело огласке, чтобы своим примером предупредить других. Но на этом его нормальная жизнь кончилась. О нем говорили на каждом углу. Показывали пальцем. Сначала не выдержала жена, бросив Дэвида, а через какое-то время не выдержал и он сам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector