1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Необычный эксперимент: психоделики, слепой музыкант и смещенная синестезия

Необычный эксперимент: психоделики, слепой музыкант и смещенная синестезия

У философов-сенсуалистов ХVIII в. были популярны мысленные эксперименты с ожившими статуями, функционирующими в режиме сенсорного ограничения. В художественной форме подобная ситуация моделируется В. Короленко — на примере досконального анализа чувственного мира слепого музыканта (1885 г.). Исходные посылки писателя как бы дополняют рассуждения Д. Локка, Э.Б. Кондильяка. «Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг,- пишет он,- в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления». Короленко очень тонко подмечает участие в данном процессе синестезий (межчувственных связей). Для слепого мальчика: звуки капель «падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам», «звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые«, «звуки тускнели, «еще раз пролетала над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика», «мелкий (в другом месте тонкий) перезвон колоколов». Все подчеркнутые эпитеты и глаголы — из внезвуковой сферы (т.е. синестетичны). Можно считать, что для слепого вся музыка — своего рода синестетическая пантомима: «Казалось, что слепой придавал еще какие-то особенные свойства каждому звуку: когда из-под его руки вылетела веселая и яркая . нота высокого регистра, он подымал оживленное лицо, будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо, ему казалось, что этот тяжелый тон должен непременно низко раскатиться над землею, рассыпаясь по полу».

Более того, писатель использует синестезию в основе самой фабульной коллизии повести. К этому времени, правда, уже были провозглашены поэтические гимны синестезии: «Соответствия» Ш. Бодлера (1857), «Гласные» А. Рембо (1871), затем «Аромат Солнца» К. Бальмонта (1899). Но все это есть лишь изысканный повод для утверждения художественного эзотеризма, а то и вовсе декларирования декаданса («Навыворот» Ж. Гюисманса, 1855) либо воспевания наркотического мировосприятия («Синестезия» и «Пейотль» А. Рейеса, 1959). Гуманистическое мировоззрение Короленко — в сюжетно мотивированной попытке использования синестетических способностей для высоких целей «компенсации» чувственной аномалии. Эпизоды книги: отчаявшаяся мать иллюстрирует мальчику разницу в черных и белых крыльях аиста игрой в низком (темном) и высоком (светлом) регистрах. Сам мальчик, услышав выражение «красный звон», — в еще большем отчаянии: «Если у звуков есть цвета, и я их не вижу, то, значит, даже звуки недоступны мне во всей полноте». В стремлении объяснить, что синестезия (цветной слух) — не реальное «соощущение», герой Короленко Максим вынужден сделать следующие научные открытия, увы, до сих пор остающиеся непонятыми многими исследователями:

1) Синестезия — «это простое сравнение». И далее: «Так как и звук и свет, в сущности, сводятся к движению, то у них должно быть много общих свойств». Прежде всего, данный вывод относится к пространственно-звуковым, пластическим соответствиям, что было подмечено еще Аристотелем, указавшим на посредничество движения в образовании подобных «сравнений». Очевидное применительно к первичным (объективным), по Д. Локку, свойствам, это объяснение оказалось неприменимым к «сравнениям» вторичных качеств (цвет, тембр и т.п.).

2) Может быть, природа красочной, цвето-тембровой синестезии — в физической связи цвета и звука (идея, популярная со времен Ньютона)? Максиму «пришло в голову объяснение, сводящееся к относительным цифрам колебаний, но он знал, что юноше нужно не это. Притом же тот, кто первый употребил световой эпитет в применении к звуку, наверное, не знал физики, а между тем уловил какое-то сходство». Следовательно, ньютоновская аналогия «спектр-гамма» здесь ни при чем.

3) В чем же подлинная суть красочной синестезии? Максим: «Я думаю, что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений». Синестезия — межчувственная ассоциация, а не соощущение, и поэтому из опытов матери юного музыканта «ничего бы не вышло», считает Максим. Воскрешает слепого, по сюжету, не цветной слух, а любовь, но это уже не входит в предмет естественной науки. А для нас главный итог: посредником связи в красочной синестезии выступает эмоция (душевное движение). Ее субъективный характер определяет индивидуальную и контекстуальную изменчивость цвето-тембровых соотношений. Отмечая, что связь эта осуществляется на «известной душевной глубине», Короленко предвосхищает современные указания на участие в формировании синестезий интероцепции и протопатического компонента экстероцептивных ощущений, утопленных «в глубину» подсознания (что и осложнило изучение красочной синестезии идеалистической и вульгаризаторской наукой).

Примечательно, что создание повести приходится на самое начало исследований синестезии, погрязших в позитивистских, патогенетических, мистических трактовках явления. Художественное «здоровье» писателя предупредило умозрительные заблуждения, в которые впала наука в толкованиях «цветного слуха» (лишь много лет спустя отметят вклад Короленко в изучение синестезии — на специальном конгрессе «Farbe-Тоn-Forschungen», Hamburg, 1927).

Необычный эксперимент: психоделики, слепой музыкант и смещенная синестезия

Наша способность воспринимать окружающий мир зависит от функционирования сенсорных клеток, посылающих правильную информацию в мозг. И точно так же, как слепой с рождения человек задается вопросом, что такое видеть, глухой от рождения человек размышляет о том, как это слышать. Иными словами, наша реальность всегда ограничена сенсорными данными, которые мы получаем и к которым привыкли. Но все это перестает работать, когда люди принимают галлюциногенные препараты.

Известно, что мескалин, галлюциногенные грибы, ЛСД и некоторые другие психоделики вызывают сенсорный переворот, также известный как приобретенная синестезия. Напомним, что синестезия — нейрологический феномен, при котором раздражение одной сенсорной или когнитивной системы ведет к непроизвольному отклику в другой (буквы имеют цвет, звуки можно «попробовать» на вкус и так далее).

При этом у человека, который принимает психоделический препарат, обычно активируются сразу несколько сенсоров одновременно. Чаще всего это совпадения в аудиовизуальном восприятии: скажем, песня, играющая на радио, вдруг «звучит» как красный или лиловый.

Несмотря на то, что ученые давно знают об этой функции галлюциногенов, одна ситуация до сих пор не исследовалась — как слепой человек будет реагировать на наркотики, тесно связанные с визуальными деформациями реальности. Ученые из британского Университета Бата (University of Bath) решили это исправить, и выяснили, что происходит в данном случае кое-что довольно интересное.

Читать еще:  Зависимость от еды: как справиться с компульсивным перееданием

Результаты исследования, опубликованные в журнале Consciousness and Cognition, были основаны на опыте 70-летнего рок-музыканта, слепого от рождения и в 1970-х, по его собственному признанию, перепробовавшего довольно много психоделических препаратов. Доброволец рассказал, что при приеме этих наркотиков он часто сталкивался со временной синестезией, потерей способности отчетливо говорить и выстраивать мысли и искажением восприятия времени, но никогда не формировал зрительных образов.

«Каждый раз, когда мы что-то принимали, это было необычно, но это никогда не была визуализация, — приводит его слова IFL Science. — Я не вижу и не представляю, как выглядит свет или тьма, так что у меня никогда не было визуальных образов. Зато ощущения, как мне кажется, были доступны мне в полной мере».

По мнению исследователей, смещение синестезии при отсутствии необходимой сенсорной системы в целом отражает результаты тестов, проводимых с помощью замещающих устройств, которые преобразуют изображения в мягкие электрические импульсы. А вот как это использовать, чтобы помочь слепым с рождения людям лучше понять этот мир, еще предстоит выяснить.

Синестезия

Синестезия, или как не спалиться)

Жила себе я и жила.

И жилось мне не плохо, и знать я не знала что что это такое. И казалось что у всех так.

Ох как я заблуждалась.

А началось в школе. Давно конечно это было, воспоминания немного размыты, но основное помнится — как вчера было )

Школьный яблоневый сад, солнечный погожий день, в воздухе запах яблок, опавшей, прогретой солнцем листвы, дорога и я.

Мне всего 12 лет. Я все еще верю людям и в сказку.

Волшебный воздух, детская непосредственность и музыка в голове.

Перед глазами тени на дороге, блики в луже и четкая картинка запаха яблок и листвы.

Желто-оранжевый полупрозрачный прямоугольник — вот так выглядит для меня запах осенних яблок и листвы.

Кто-то может сказать что это детская фантазия и выдумка. Именно так мне и сказали)

Потрепали мило по голове и сказали какая я фантазерка )

А я что, я ребенок. У меня весь мир цветной и яркий. А раз взрослые сказали — значит так и есть, они ведь взрослые, им лучше знать.

Последующие варианты преобразования звуков и запахов в фигуры я помню смутно. Помню только эмоции которые от этого были )

Так шли годы и снег за окном.

Потом первая любовь — причем само чувство имело цвет серый и бесформенный.

Брак — без цвета и запаха, только чувство собственной глупости )

Потом дети — цветы жизни. Цвета не имеют, но любят желтый и бирюзу.

Мое спасение от мира )

Но однажды, при коллективном просмотре зомбоящика, веселая программа про психологические феномены и нейронные связи в красках сообщила что это такое и с чем это едят.

Мне конечно польстило что я уникальна, но шутки про психическое расстройство опустили меня на землю.

С того момента прошло 2 года.

Я думать об этом забыла.

Но относительно недавно, я читала книгу, и поймала себя на мысли, что ощущения от персонажей имеют цвет и даже пахнут.

И я вспомнила школу, тот самый прямоугольник и свои ощущения.

Моя подруга, тоже человек творческий и слегка ветренный, сказала что про такую фигню не слыхала и ща загуглит.

Так по телефону я снова узнала что это особенность восприятия мира называется синестезия. Не является психическим расстройством, но является феноменом.

По статистике нас всего 4.4%.

Но это только выявленных.

Нас много и мы разные.

Если кому интересно википедия уже постралась :

Спасибо за внимание и буквы для минсов — в коментах )

У меня графемно-цветовая синестезия. Задавайте вопросы

Графемно-цветовая синестезия — это форма синестезии, при которой индивидуальное восприятие графем — цифр и букв — ассоциируется с ощущением цвета.

Мой опыт синестетика

Начну сдалека. Недавно я наткнулась на такое определение как «синестезия» (если кратко : это специфическая реакция на определённые раздражители). Синестезия может проявляться в различных формах. К примеру, при виде букв ты видишь их цвет. Я думаю, что это просто особенности восприятия, которые формируются при различных установлений контактов между определенными участками мозга.
И пока я ознакамливалась с формами этого явления, приметила нечто настолько похожее, настолько точно описывающей то, что на протяжении всей жизни чувствовала я. Эта форма имеет название «числовая линия». Её суть заключается в том, что когда ты думаешь о числах, они непроизвольно становятся у тебя в голове в определенном порядке, образуя линию. У неё есть изгибы в определенных местах. С высоты своего опыта могу сказать, что форму этой линии я не выбирала. Она такая, какая есть. Этих ментальных линий у меня две : одна для хронологии дат, от миллионов лет назад до наших лет, вторая для математических вычислений, возраста, денег. Когда я начинала спрашивать своих знакомых, чувствуют ли они нечто подобное, оказалось нет.
Было забавно узнать о себе что то новое.

Сливочный звук

Когда я впервые услышала эту фразу, я представила себе музыканта, который, сидя за роялем, пьет коктейль со сливочным привкусом. Ну или ест пасту с сливочно-сырным соусом, хотя это было бы физически сложнее для музыканта. Кому что нравится, как говорится.

Вообще, слышать цвета, видеть музыку, ощущать на вкус голоса — это синестезия — состояние, когда на стимул одной сенсорной системы откликается совсем другая.

Я никогда этого не ощущала, хотя говорят, что некоторые люди под действием наркотиков или наркоза могут это испытать (никого ни к чему не призываю, и сама пробовать ради этого не стану). Для меня красный — это красный, и почувствовать в нём тревожную мелодию мне нереально. Но как же иногда приятно помечтать, фантазируя, что наш мир разом изменился, и теперь музыку мы не только слышим, но и видим.

В этом мире художники и композиторы работают совместно. Только представьте такой диалог:

— Я считаю, что этому аккорду нет места в нашей картине! Он слишком синий, а нам нужен изумрудный.

— По всем правилам, уважаемый, я не могу изменить здесь звучание, это будет уменьшенная септима, а она здесь неуместна.

— Тогда позвольте здесь добавить красных штрихов, вы не считаете, что так будет лучше?

— Да, они добавят нашему произведению ритма, и мелодия разрешится в чистую квинту!

В таком мире девушки бы искали парней с пурпурным тембром голоса и мелодичным цветом волос. В офисах больших корпораций был бы дресс-код: никакого рока и блюза от одежды, только сдержанная черно-белая классика симфонического оркестра. Мурлыканье кошки можно было бы сфотографировать и делиться с друзьями — смотри, вчера моя Мурка мурлыкала формой золотого сечения, такая умница!

Но довольно странно рассуждать о других мирах и не замечать того, что есть в нашем. То, что мы видим и слышим, то, какие чувства в нас это рождает — уже само по себе чудо. И важно знать, что некоторые люди лишены этого. Тех, кто лишён слуха и зрения мы знаем, мы им помогаем, мы им сочувствуем. Медицина много лет изучает тело человека, чтобы излечить таких людей.

Читать еще:  Это может случиться с каждым: 5 мифов об анорексии

А вы когда-нибудь видели звук или слышали цвет?

Москвабар 4 выпуск: Share House, Путин, дегустация острых сосусов, лекция о синестезии

Услышанные на беззвучных видео звуки объяснили нетипичными связями в мозге

Чаще других такую необычную способность проявляли музыканты

Если мы внимательно что-то разглядываем, то можем не услышать, как нас кто-то позвал. Или, внимательно слушая человека, можем, например, не обратить внимания на какие-то детали его внешнего вида. Это происходит потому, что активно работающая зона мозга, отвечающая за обработку визуальных сигналов, обычно подавляет активность других зон, и наоборот. Но, как показало новое исследование, из этого правила есть и исключения.

Интерес авторов новой работы подогрели популярные в сети «шумные гифки» — короткие ролики, в которых многие люди довольно отчетливо слышат звук, хотя на самом деле его там нет (смотрите gif тут). Этот феномен исследователи назвали «визуальным ухом» (vEAR, visually-evoked auditory response, или просто visual ear).

Большинство экспертов считают его одним из вариантов синестезии — особенности психики, когда, например, восприятие музыки сопровождается зрительными образами или каждая буква алфавита «окрашена» для человека в определенный цвет и тому подобное. По данным авторов новой статьи «визуальное ухо» характерны для 20% людей, тогда как другие типы синестезии — лишь примерно для 4%.

В эксперименте участвовало 36 человек, среди которых были 16 музыкантов из лондонского Королевского колледжа музыки. Испытуемым показывали и давали прослушать последовательности кодов азбуки Морзе. При этом стимулировали либо зрительные (затылочные), либо слуховые (височные) зоны головного мозга с помощью метода транскраниальной стимуляции переменным током.

По итогам этого эксперимента участников разделили на тех, кто слышал отсутствующие звуки, и тех, у кого такого эффекта не наблюдалось. При этом оказалось, что у последних глушение работы слуховой зоны активировало зрительную, и наоборот, то есть наблюдалась классическая конкурентная картина. Однако со второй группой испытуемых (с vEAR) ничего такого не происходило: их слуховая и зрительная зоны могли работать одновременно.

Авторы статьи приходят к выводу, что и «визуальное ухо», и, возможно, другие типы синестезии обусловлены активными связями между разными зонами мозга, отвечающими за разные виды восприятия. Более того, похоже, такая индивидуальная особенность дает свои преимущества. Ранее авторы статьи выяснили, что такие люди в среднем лучше решали оба типа задач — как ориентированные на слуховое восприятие, так и на визуальное. Авторы считают, что новые результаты объясняют этот успех: по-видимому, люди подключают к решению задач сразу оба чувства.

Интересная деталь: у музыкантов, участвовавших в исследовании, «визуальное ухо» встречалось намного чаще, чем у остальных испытуемых (они слышали несуществующие звуки в 75% случаев против 12% у не музыкантов). Исследователи предполагают, что музыкальная подготовка может помогать одновременно воспринимать звуки и визуальную информацию (например, движения дирижера), либо, наоборот, люди с такими особенностями легче обучаются музыке.

СИНЕСТЕЗИЯ

Начнём с определения :

🔻Синестезия — это способ восприятия информации, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

Александр Панчин на своей лекции рассказывал про то, что некоторые синестеты видят цифры цветами и их математические способности рассчитываются примерно так : 5+2=жёлтое. Был и другой тип цветовой синестезии, когда девушка определяла настроение человека по «цветовой дымке» вокруг него.

Над синестетами ставили массу экспериментов и исследований, чтобы подтвердить, что такое явление существует.

К примеру, для проверки способности «слышать» изменения окружающего мира (движения или вспышки) , детектируемые визуально основан на том, что людям легче сравнивать ритмические звуки, чем зрительный стимулы.

«Добровольцам (синестетам и обычным людям) показывали ритмические последовательности вспышек света, напоминающие азбуку Морзе. Короткие (50 миллисекунд), и длинные (200) чередовались со средними (100). За первой последовательностью световых стимулов следовала вторая, и испытуемые должны были понять, совпадают ли они.

Обычные люди плохо справлялись с заданием, а синестеты отлично.»

Для проверки синестезии, при которой люди видят цифры или буквы цветными разработали другой подход.

«Испытуемым показывали картинки, на которых одни цифры, допустим пятёрки, разбросаны случайным образом, а другие, скажем двойки, образуют фигуру.» Всё цифры чёрные и визуально похожи, поэтому обычному человеку трудно сразу увидеть картину, а у синестета цифры разных цветов, поэтому они сразу замечают изображение.

Кстати, на сайте www.synesthete.org вы самостоятельно можете пройти тест и узнать, синестетик вы или нет.

Что делать когда нечего делать — 8 вещей.

У вас бывает такое что вам нечего делать? У меня тоже (и мне всё равно что кто-то ответил «нет»). Вот несколько вещей которые можно сделать в такой ситуёвине:

1. Полежи. Когда ты лежишь — ты восстанавливаешься. Просто лежи. Можешь о чём-нибудь подумать, но не напряжённо. Захочешь что-то сделать — лежи. Лежи изо все сил! Встать можно только когда почувствуешь что полностью восстановился.
2. Помой посуду. Грязь дома порождает грязь в душе. Так что помой посуду. Да, для таких как я и, возможно, ты это сложно, но, сделай волевое усилие и губку в руки.
3. Пофантазируй. Ножи на прошлом пункте не мыл? Я просто один раз ножиком себе руку проткнул. У меня были просто полные штаны радости после этого. Ну если цел, продолжим! Пофантазируй и отрази это в рисунке, к примеру: дом твоей мечты, лицо твоего внутреннего мира, твоё внутреннее животное (я так и не определился: хомяк или ленивец) и т. Д.. Даже если не умеешь рисовать. Просто сделай это.
4. помедитируй. Для тех кто не в теме, для того чтобы медитировать не нужно быть мега-йогом который умеет закидывать ногу за голову, или бородатым монахом, потому что медитация не есть путешествие по другим мирам, это куда проще. Возможно, я напишу о медитации, а если ты читаешь пост до того как я написал, можешь просто загуглить.
5. Поотжимайся на скорость. Засеки минуту, две, три, пять, сколько хочешь, и попробуй отжаться за это время максимальное количество раз.
6. Напиши свои желания на бумаге.
7. Разгони скорость чтения. Ставь плюс если читал самоучитель Кампа по скорочтению. Так вот, возьми какой-нибудь текст, прочти всё что можешь за минуту, сделай пометку. Начни с того же места откуда начал в первый раз, читай опять же минуту. На этот раз ты должен прочесть как можно дальше без потери смысла. Так четыре раза. Далее начни с того момента где закончилось последнее чтение и читай максимально быстро. Сделай пометку. Измерь скорость первого чтения и последнего. Можешь посчитать вручную, но есть способ побыстрее:
1. Посчитай число слов с трех строк и раздели сумму на три.
2. Посчитай число прочитанных строк.
3. умножь кол-во строк на то что получилось в первом пункте.
4. Profit.
ну как? Скорость увеличилась? Напиши в коменты насколько.
8. Прокачай синестезию. Синестезия — это когда ты одно чувство осознаёшь как несколько, например синестеты могут видеть звуки. Возьми несколько песен, и слушай их, попробуй представить как они выглядят, как на ощупь, как пахнут. Потом возьми несколько вещей разных цветов. Какого звука этот цвет? Можешь и дальше продолжат расширять сознание.

Читать еще:  Скандал в благородном семействе: из-за чего спорят счастливые пары

Ну и? Что сидим? Давай практикуй.

Участие в исследовании

Доброго времени суток!

Собираю данные для своей дипломной работы, которая посвящена ассоциациям, и буду очень признательна, если Вы пройдете опрос и поможете мне в этом непростом деле. Прохождение займет не более 20-30 минут. Ограничение только в возрасте: от 18 до 30 лет. Заранее большое спасибо!

P.S: К сожалению индивидуальный результат предоставить не смогу, поскольку опрос направлен на исследование общего показателя. Спасибо за понимание!

Вот так выглядит у меня в голове неделя

Как выглядит в моей голове изображение года можно увидеть тут: https://pikabu.ru/story/vot_tak_ya_vizhu_god_v_mesyatsakh_57.

Самое интересное, что при мысленном представлении недели дни у меня выстарваиются, как и убольшинства по образцу школьного дневника, но представляя день я вижу цвет и текст, часть на русском, часть на английском. Живу я в России в школе учил английский, видимо из дества так и пошло. Удивился сейчас сам, когда рисовал, потому что никогда об этом не задумывался просто.

Все цвета ровные, кроме воскресенья, воскресенье у меня градиент.

Незрячие люди и психоделики

Слепота бывает 2 типов. Первый — когда не работает сенсорный орган (глаза), второй — не функционирует часть мозга (зрительной коры), ответственная за зрение.

Если человек слеп, потому что его сенсорный орган не работает, он по-прежнему сохраняет способность неврологически иметь видение, из-за этого он на самом деле «видит темноту».

Если проблема в самой коре мозга, которая не может выполнять свою функцию, тогда человек не просто видит темноту или даже пустоту. Не существует самой идеи зрения, поэтому возможность зрения не может даже осознаваться. В этом случае теоретически психоделики не могут помочь, однако мы не знаем, какой тип нарушения имеет каждый из слепых пользователей, которые пробовали психоделики.

Наука соблюдает строгую систему проверок исследований, и если они не соответствуют нормам, принятым в научном сообществе, результаты не могут считаться реальными. Тем не менее мы не можем отрицать личные отзывы незрячих людей, принимавших психоделики.

Достоверно известно, что многие потерявшие зрение люди начинают видеть образы, узоры и даже лица под воздействием ЛСД или грибов, однако с людьми, слепыми от рождения, всё не так очевидно.

Дополнительная сложность в интерпретации сказанного, поскольку описывать явление, с которым сталкиваешься впервые, непросто. Тем не менее, известны случаи, когда незрячие с рождения люди утверждали, что они действительно ощутили новый для себя орган чувств, который по описанию очень похож на зрение.

Мнение науки

Илса Джером, клинический исследователь Многодисциплинарной ассоциации психоделических исследований ( MAPS ), знакома с проблемой слепоты. У Джером слабое зрение, и большая часть её исследований сосредоточена на психоделических препаратах.

Приводим адаптированное и переведённое интервью с Илсой (для ресурса Tonic):

Начнем с основ: что происходит, когда кто-то, кто никогда не видел, принимает психоделический препарат? На что это похоже?

Классические психоделики производят одинаковые изменения в настроении (усиливают позитивные и негативные чувства), восприятии и чувстве собственного достоинства как у слепых, так и у зрячих людей.

Различие, как можно было ожидать, в том, что слепые люди сообщают о менее сложных образах, чем люди, которые не слепы (однако образы всё же присутствуют). Они также сообщают о большем количестве слуховых, тактильных и соматических (связанных с телом) ощущений, возможно, из-за их уже повышенного чувства осязания и слуха. Но, как показывает исследование, опыт незрячих не является более пугающим или приятным.

Научная литература не позволяет нам легко ответить на этот вопрос, поскольку нет исследований, непосредственно сравнивающих слепых с людьми с нормальным зрением.

Если кто-то частично слепой, может ли он видеть более чёткие изображения под воздействием психоделика?

Действительно, слабовидящие люди сообщают о более ясном видении, потому что психоделики заставляют их более полно использовать визуальную память и прошлый опыт. Но психоделики также увеличивают воспринимаемое значение переживаний.

Таким образом, может оказаться, что люди с нарушениями зрения, которые отчётливо видят, на самом деле ощущают не реальную ясность, а совокупность интенсивности и значимости опыта. Во всяком случае, у нас недостаточно данных, чтобы сделать окончательный вывод.

Значит, вы думаете, что они могут видеть только абстрактные образы?

В исследовании, посвященном 24 абсолютно слепым людям, исследователи записывали их ответы на вопросы о том, что они испытывали. Среди прочего были рассказы о появлении пятен, огней, точек и мерцаний. Очень немногие сообщили о «сложных» визуальных изображениях, похожих на лица или объекты, или даже в цветах. Интересно отметить, что продолжительность слепоты не была связана с появлением зрительных галлюцинаций.

Но это были исследователи, а не психологи. Они изучали гипотезу о сетчатке, которая оказалась неправильной — что ЛСД вызывает изменения в сетчатке, и эти изменения связаны с галлюцинациями.

Оказалось, что хотя ЛСД меняет электрические сигналы сетчатки, они не связаны с галлюцинациями. К сожалению, эти исследователи не интересовались опытом в целом, и это плохо. Мы не знаем, понравилось ли участникам то, что они видели, или это их смущало.

Были ли другие исследования, связанные со слепотой и психоделиками?

Очень мало. Исследование с наибольшей выборкой — это как раз плацебо-контролируемое исследование с 24 слепыми участниками. Авторы этого исследования упоминают о более раннем исследовании с мескалином у десяти слепых участников. В другом небольшом эксперименте были рассмотрены эффекты ЛСД у двух людей без зрения — пара участников, которые получили ЛСД. Эти исследования, стоит отметить, не имели плацебо-контроля.

Кроме того, учёные в основном хотели проверить, как ЛСД влияет на сетчатку — они не обязательно были заинтересованы в сравнении опыта слепых людей с теми, кто может видеть. В то время мы только начали разрабатывать более сложные представления о том, как психоделики воздействуют на мозг.

Итак, короткий ответ заключается в том, что существует очень мало исследований психоделиков и слепоты, но, к счастью, некоторые люди действительно интересовались этой идеей и занимались ею, когда исследования было легче проводить.

Больше исследований впереди?

Проводить исследования — это всё ещё сложно и дорого, поэтому я не надеюсь, что ренессанс в психоделических исследованиях приведёт к большим исследованиям со слепыми людьми и людьми с другими сенсорными нарушениями. Есть очень небольшой импульс: предположение о том, что эти вопросы являются «тривиальными», может быть правильным — эффекты психоделиков простираются далеко за пределы сенсорных изменений. Более глубокие изменения в эмоциях и эго имеют гораздо большее значение — и, как мы уже говорили, они кажутся одинаковыми, слепы ли вы или нет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector