0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ученые заглянули в мозг эрудитов

Названы главные тайны человеческого мозга, неподвластные ученым

Развитие человечества тормозит «детектор ошибок»

09.05.2019 в 19:04, просмотров: 16088

В изучении мозга сложилась довольно грустная ситуация. Если сравнить его с автомобилем, то ученые знают, как устроены шины, как работают тормоза, но как при этом работает сам автомобиль они до сих пор не знают. О новых подходах к изучению самого сложного органа, которые разрабатываются в Институте мозга человека РАН в Санкт-Петербурге, рассказал его научный руководитель, академик РАН Святослав Медведев.

– Святослав Всеволодович, расскажите, что нового узнали ученые о человеческом мозге за последние годы?

– Недавно на одной из сессий нашего Отделения физиологических наук, посвященной исследованию мозга, мы все пришли к выводу, что в последние годы в этой области знаний не было серьезных прорывов. И такая ситуация наблюдается не только в России, а во всей мировой науке о мозге.

– Ну на какие-то вопросы вы уже дали ответ? Например, действительно ли у среднестатистического человека работает только 10 процентов мозга, а остальное находится в резерве?

– Нет, это не так. Наш мозг использует по-максимуму все, что дано ему от природы.

– Действительно ли мозг – самый энергозатратный орган?

– Да, по сравнению с другими органами. Если взять интеллектуальную мощность мозга, то она будет мощней всех компьютеров, которые существуют на Земле, но потребляет энергии он, как средняя лампочка.

— Известно количество нервных клеток?

– Может, миллиард, а может, сто миллиардов. Их очень сложно подсчитать из-за того, что все они имеют разные формы.

– Известно ли уже о главном отличии человеческого мозга от мозга животного?

Это самый сложный вопрос — ответа на него пока нет. И более того, – не понятно, почему наш мозг возник именно в таком виде, ведь на первых порах для выживания он не нужен был нам такого размера. Мы до сих пор не нашли переходного мостикам между питекантропом и человеком разумным. У нас есть гены неандертальцев, но почему они в какой-то момент свернули в сторону, не пошли дальше вместе с нами, тоже не понятно.

В нашем мозге перемещается «световое пятно»

– Те же самые вопросы задают себе и ваши иностранные коллеги?

– Конечно. Только у нас с ними разные подходы к изучению мозга. Они отталкиваются от конкретных изменений, от приборных измерений, а у нас выработался совсем другой подход. У нас остались физиологические школы Сеченова, Павлова, Бехтерева, которые прежде всего изучали общие закономерности. Наши западные товарищи иногда не знают многого из того, что знаем мы.

Тот же самый Иван Петрович Павлов предложил концепцию «светового пятна». «Если бы мы могли видеть систему возбуждений, распространяющуюся по коре бодрствующего животного (или человека), мы могли бы наблюдать движущееся концентрированное «световое пятно», перемещающееся по коре по мере перехода от одной деятельности к другой и олицетворяющее пункт оптимального возбуждения, без которого невозможно нормальное осуществление деятельности».

Иными словами, в зависимости от рода деятельности у нас в мозге все время включается в работу та или иная область. И раньше считалось, что только она и является главенствующей.

Но оказалось, что «световое пятно» — это лишь вершина айсберга. В нашей лаборатории мы пришли к выводу, что главная управляющая система, формирующая такое пятно, спрятана в глубине, распространяется на разные отделы мозга и работает, никак не проявляя себя.

Например, когда человек произносит слова, мы фиксируем возбуждение в его так называемой области Брока. Но ее можно сравнить с динамиком в телевизоре. Основная же работа происходит в большой согласованной сети нейронов, распространенной по всему мозгу. Образно говоря, если у человека возникает потребность что-то сказать, то к делу подключается условный «директор речи», который начинает привлекать к работе нужные отделы мозга, задействуя и область Брока, которую мы можем измерить.

– Таких «директоров» в нашем мозге может быть множество, под каждую функцию, или один?

— Это очень сложный и дискуссионный вопрос. Есть мнение, что существует свой «директор» на каждый вид деятельности. Так сказать, «нейрон бабушки», где записана информация о бабушке, или лицо актрисы и т. д.. Я с этим не согласен. По-видимому, существует сложная сеть систем, адаптивно формирующихся при необходимости осуществить какую-то деятельность. Это одни и те же нейроны, которые активируются по- разному.

Поэтому перед каждой операцией мы на МРТ прежде всего определяем все области, которые могут быть вовлечены в процесс. В 1987 году у нас был пациент, которому проломили череп бутылкой. У него возникла полная афазия (расстройство речи и ее восприятия). Когда вскрыли череп, увидели там, в областях Брока и Вернике (области генерации и восприятия речи) настоящую «кашу». Но, введя электроды недалеко от этих областей, путем лечебных электростимуляций мы перевели задачу формирования и понимания речи на другие клетки. Через несколько недель пациент уже говорил и все понимал. Он до сих пор жив.

Мировой прогресс тормозит «детектор ошибок»

– Слышала, что у вас проводится исследование процесса памяти.

– Памятью занимаются другие российские исследователи, например, члены РАН Константин Владимирович Анохин и Павел Милославович Балабан. Они уже научились стирать у мышей неприятные воспоминания. У нас немного другое направление. Расскажу подробнее об одном из механизмов работы мозга, который в 1986 году открыла прежний научный руководитель нашего института Наталья Петровна Бехтерева. Это так называемый «детектор ошибок».

Представьте, что вы выходите из дома и чувствуете: что-то не так. Такие обыденные вещи, как выключение плиты, электричества мы делаем на автомате. Но стоит нам забыть что-то сделать, как «детектор ошибок» тут же сравнивает ваши действия с тем, что записано у вас в памяти. И сигнализирует, посылая волны дискомфорта откуда-то из подсознания.

Тот же «детектор ошибок» срабатывает у зрелого человека, уже знающего, чем может закончиться бесшабашный прыжок в воду с высокого утеса в непроверенном месте. У маленьких детей такого детектора еще нет, матрица, то есть свод определенных правил, еще не сформировалась, а потому они часто падают, набивают шишки, но, тем не менее, сохраняют способность совершать неожиданные, резкие поступки. Яркий пример тому история Нильса Бора — основателя первой квантовой теории атома, отличавшейся от классической теории. Доводы молодого и талантливого исследователя многим состоявшимся светилам науки казались поначалу абсурдом.

Читать еще:  Семена авокадо борются с воспалением

Способность рисковать, не взирая на звания и титулы, сохраняется, как правило, до 35-40, после чего «детектор ошибок», вошедший в полную силу, больше не позволяет совершать «глупости». Ни одно выдающееся открытие в области математики или теоретической физики не было совершено учеными после 40 лет.

50-60-летний человек уже не способен на безумную идею. Он для этого слишком много знает. Это феномен стареющих физиков и математиков. Почему крупнейший математик XX века Андрей Николаевич Колмогоров в возрасте 50 лет ушел преподавать математику школьникам? Он потерял горение, и это вполне физиологическая вещь.

Или взять брежневское политбюро. Ведь там работали люди незаурядного ума. Но со временем на каком-то этапе они уже не могли изменить политику, гиперработа их «детекторов ошибок» не позволила «пропустить» смелую мысль в жизнь. Почему потом и путч провалился? Они были не молодые.

Мы сейчас говорим о продлении жизни и ее качества. В обществе увеличивается процент пожилых людей. Об этом мало кто задумывается, но ведь со старением общества цивилизация резко теряет возможность развития. Все меньше становится молодых и дерзких и больше старых и осторожных. Работа по изучению «детектора ошибок» очень важна, если мы хотим продлевать жизнь и двигать научно-технический прогресс. На один из важнейших вопросов: как защитить человека от гиперопеки «детектора ошибок», ответа пока нет, хотя это одно из магистральных направлений нашей работы.

Кстати, не всегда влияние «детектора ошибок» на нашу жизнь привносит элементы застоя. Если взять специальности юриста, адвоката, врача, где нужно иметь огромный опыт, то здесь этот механизм порой творит настоящие чудеса. Я бы привел в пример жизнь известного кардиолога, академика Владимира Андреевича Алмазова. Он подходил к пациенту и, не касаясь его, мог сказать, что его сердце находится не слева, как у всех, а справа, мог поставить диагноз, просто посмотрев на человека Его детектор ошибок был настолько выдрессирован, что позволял определять тончайшие, невидимые другим отличия между обычными и необычными пациентами.

Как распознать гения

– Можно ли по конфигурации активных зон мозга выявлять людей, которые будут успешны в разных областях науки?

– Нельзя. Есть один фантастический роман, в котором пришельцы с другой планеты хотят найти самого выдающегося полководца. Их приводят к сапожнику. Он идеально подходил к тому, чтобы руководить армией, но вместо этого тачает сапоги. Ему не пришлось использовать свои способности в военном деле. Так что при всех «правильных» данных мозга человеку на пути к его успешности в том или ином деле могут помешать жизненные обстоятельства.

У многих где-то в глубине натуры сокрыт талант. Одним хватает реактивности характера, чтобы его проявить, другим — нет. Есть люди, не блещущие способностями, но, благодаря стремлению, трудолюбию, они выходят вперед, оставляя позади изначально более талантливых.

– Даже явных гениев?

– Про них я не говорю. Сколько бы человек ни трудился, а стать таким, как Леонардо да Винчи, Эйнштейн или Моцарт, без соответствующей генетики все равно не получится. Таких и заставлять заниматься не надо, они сами не смогут сидеть без дела.

– Какие советы вы могли бы дать родителям?

— Нельзя заставлять учить читать и писать раньше, чем ребенок созреет для этого. Это все равно, что на старом компьютере 286-й модели моделировать пентиум. Он будет работать, но очень медленно, скрипя и пыхтя.

Также и детям нельзя раньше времени вкладывать сложные понятия в их маленькие головки. Они усвоят предмет плохо, причем навсегда. Если начать обучать их письму, когда еще не развит моторный центр мозга, у них уйдет много сил на преодоление этой проблемы, и результат все равно будет не из лучших.

Единственное, что я бы порекомендовал учить с маленькими детьми до 5-6 лет — это иностранные языки, причем только на слух.

– Сколько языков можно преподавать им?

– Одного хватит вполне. Надо оставить время на сказки и игры во дворе.

– Вред от электромагнитных волн для мозг доказан?

— Этот вопрос изучается уже 30 лет. И до сих пор однозначного ответа нет. Но я бы посоветовал, на всякий случай, остерегаться слишком долгих разговоров по мобильному телефону с прикладыванием его к уху. Например, сейчас я вами разговариваю по телефону в режиме громкой связи.

Не рекомендуется носить телефон в нагрудном кармане. Почему? Очень часто бывает так, что при попадании в область слабого сигнала ваш телефон на полную мощность включает излучение, чтобы найти связь. Пока доказательств явного вреда от этого не представлено, но на всякий случай надо избирать разумную линию поведения. Тут можно привести в пример слова одного нобелевского лауреата. Когда его спросили: «Почему вы не начинаете ничего в понедельник, — неужели вы верите в приметы?», он в шутку ответил: «Я в них не верю, но я их боюсь».

Заголовок в газете: Открытие на свою голову
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27973 от 17 мая 2019 Тэги: Школа, Дети , Общество, Наука Места: Россия

Мозг и его тайны. Знания из нейробиологии, которые вас удивят

Вы думаете, что можете контролировать свое поведение? Или, может, считаете, что реальность для всех одинакова? Как бы не так!

Нейробиологи довольно часто совершают открытия, которые заставляют ученых пересматривать взгляды на природу реальности. Каждый обнаруженный неврологический синдром, каждый проведенный психологический эксперимент раскрывает совершенно неожиданные вещи о нашем восприятии мира.

1. Наш мозг полностью генерирует восприятие реальности .

Биологический “компьютер” постоянно строит модель окружающего мира на основе своих представлений и прогнозов о нем и непрерывно сравнивает, совпадает ли поступающая информация извне с его ожиданиями.

В случае, если совпадает, мозг считает, “что модель мира подходит”, если нет — эту модель приходится подстраивать: или менять полученную информацию, или прогноз, или само представление об окружающем мире.

Любая информация из внешнего мира, поступившая к нам ранее через органы чувств, формирует наши убеждения, которые заставляют нас видеть не то, что происходит в реальности, а то, что мы “обязаны”. В результате мы видим то, что “хочет” наш мозг, а не настоящую действительность.

2. На сетчатке наших глаз есть область, не чувствительная к свету , своего рода “слепое пятно”: из-за особенного строения органа зрения , в этой области нет световых рецепторов. Однако мы этого не видим, потому что наш мозг нас обманывает.

Читать еще:  Новые препараты превратят неработающую химиотерапию в 100 % лечение

По идее, когда наши глаза двигаются, мы должны замечать, что в пространстве есть “пробелы”, как будто часть изображения закрыли от нас, но по факту этого не происходит. Наш мозг пытается заполнить эти пробелы, дорисовывая картину окружающего мира.

Объясним на примере. Закройте правый глаз рукой, а левым посмотрите на правую часть изображения, представленного ниже. Постепенно приближайте голову к картинке, а затем отдаляйте. Левый крестик “пропадет”. Дело в том, что крестик в этом случае как раз попадает на наше слепое пятно. Мозг не “видит” его, но достраивает целостную картину на основе окружающего пространства: если вокруг белый фон, как на картинке, значит, вместо крестика вы увидите белый фон, а если бы вместо него были линии — вы бы увидели их.

3. Мы думаем, что можем контролировать свое поведение, но по факту это не так . В мозге решение о действии созревает до того, как человек осознает свой выбор.

Внутри нашего биологического компьютера протекают химические процессы, которые могут контролировать поведение человека , в том числе и отвечать за принятие решений.

Человек думает лишь несколькими сантиметрами коры мозга (объем мозга 1 500 куб. см), остальная нервная ткань обрабатывает информацию, которая поступает как от самого тела, так и из окружающего мира. Поэтому гормоны, синтезированные в определенных участках организма, через “химическое превращение” начинают влиять на мозг и определять поведение.

Например, кортизол и адреналин (гормоны стресса) в случае трудной ситуации заставляют человека действовать по одной из двух схем поведенческой модели: “либо бей, либо беги”. Еще один пример: если в мозге повышается концентрация гормона дофамина, человек начинает вести себя импульсивно, то есть реагировать на ситуацию необдуманно.

4. Мозг может заставить человека принимать родных за их двойников.

В психиатрии есть такое понятие как синдром Капгра , его еще называют синдромом неузнавания. Это психическое заболевание, при котором человеку мерещится, что его друзей, родных, домашних животных заменили на двойников (иногда больной может принимать незнакомцев за близких людей).

Точно не известно, почему возникает этот синдром, но некоторые специалисты полагают, что он появляется из-за разрыва связей, возникающих между эмоциями и восприятием информации.

Вот вам пример из жизни. В США 71-летний мужчина, получивший за свою жизнь не одну травму головы, был уверен, что спецслужбы подменили его кота на двойника. Своей жене пенсионер постоянно оставлял записки, в которых убеждал не доверять коту, так как считал, что “пушистый агент” следит за ними.

5. Мозг гораздо производительнее процессоров, но для решения тех или иных задач машина использует более изощренные методы.

Человеческий мозг — это гигантское вычислительное устройство, содержащее около 90 миллиардов нейронов и более 180 триллионов синапсов — нейронных связей, каждый такой синапс эквивалентен 1000 переключателям-транзисторам (контролирует подачу токов). То есть получается, что на весь мозг приходится порядка 180 квадриллионов “транзисторов”. На сегодняшний день самый большой по этому показателю электронный процессор Sparc M7 имеет в своей структуре всего 10-20 миллиардов транзисторов.

Конечно, машины быстрее, рабочая частота современных процессоров — 8-8,5 ГГц, для мозга этот показатель равен 1000 Гц, но если умножить количество транзисторов на частоту, то можно заметить, что в производительности процессоры от мозга отстают.

Сегодня при работе над искусственным интеллектом ученые ищут способы, которые бы позволили в условиях дефицита вычислительных мощностей решать сложные вычислительные задачи лучше человеческого мозга. Методы, используемые машиной в работе, зачастую гораздо более изощренные, чем те, которые применяет биологический компьютер. Поэтому мы видим, как искусственный интеллект начинает побеждать человека в тех или иных интеллектуальных играх.

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Дзен, поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям. Еще больше интересных статей — на нашем сайте . Также у нас есть канал в Instagram , где выходят статьи в картинках.

Ученые смогли создать искусственный мозг в лаборатории

То тут, то там мелькает информация о том, что мозг человека уникален. Мы знаем это и без информации, получаемой от СМИ, но они постоянно приводят результаты каких-то исследований, которые дополнительно это подтверждают. На основании этой информации можно сделать вывод, что воспроизведение мозга или невозможно, или является крайне затруднительным на современном этапе развития науки. Группа ученых доказала обратное и смогла вырастить в лаборатории почти полноценный мозг.

Можно спорит с этим, но наш мозг действительно интересная штука

Органоиды коры головного мозга выращивались сотрудниками лаборатории на специальных чипах, которые могли фиксировать активность для получения более точных данных без необходимости проведения дополнительных сложных работ. Также был минимизирован риск повреждения материала, неизбежный при проведении измерений.

Органоид — искусственно выращенные специализированные клеточные структуры

Рост клеток поддерживался в течение десяти месяцев, и за это время ученые собрали очень большое количество интересных данных.

Как вырастить мозг

Технология выращивания органоидов дает возможность программирования клеток таким образом, что из них можно вырастить маленькую модель мозга. Да, эти мозги получаются очень маленькими и не могут являться полноценным органом, как правило, их размер не больше горошины, но функционирует модель почти так же, как настоящий мозг.

Такой искусственный мозг не только содержит свойственные настоящему мозгу слои нейронов, но и имеет активность, которая позволяет понять многие процессы, происходящие в этом основополагающем органе.

Тем не менее, назвать такой искусственно выращенный мозг настоящим нельзя. Он только до определенного момента может быстро расти и развиваться так, как развивается настоящий мозг. После определенного момента ему начинает не хватать питания кислородом, которое в обычной ситуации обеспечивается за счет кровеносных сосудов. В результате, после определенного момента, искусственный мозг перестает достоверно воспроизводить процессы, которые изучают ученые.

Связи в мозге — это то, что и делает его центром управления человеком

Как мозг проявляет активность

Начальные признаки активности искусственного мозга проявляются в конце второго месяца роста. Со временем активность становится все сложнее, что соответствует росту и развитию живого мозга. При достижении десятимесячного ”возраста” активность выращенного образца очень похожа на активность мозга эмбриона человека через 10-16 недель после зачатия.

Подобные исследования и выращивание мозговых клеток проводились и ранее, но только сейчас ученые смогли сделать это настолько аккуратно и точно, что активность выращенных нейронов оказалась аналогичной таковой у недоношенных детей. Такое сходство стало возможно из-за того, что нейронные связи со временем перестраивались и, меняя свою структуру, обрастали большим количеством клеток и начинали общаться между собой. В итоге, ”мозг из пробирки” похож на человеческий не только разнообразием нейронов, но и их электрической активностью.

Читать еще:  Найден способ вернуть эластичность артериям

Исследователи проанализировали 15990 клеток, которые относились к одному из основных классов:

  • клетки-предшественники
  • промежуточные клетки
  • глиальные клетки
  • глутоматергические клетки
  • ГАМК-ергические клетки

Последние обычно встречаются в коре головного мозга приматов, но по мере проведения опыта клетки не только перестраивались, но и менялось их соотношение. Это свойственно для развития мозга во время взросления.

Как ученые исследуют мозг

Для получения результатов исследования ученые 4 раза за 10 месяцев отбирали образцы для РНК-сканирования. Так они изучали активность, свойственную для разных типов нервной ткани.

Немного идеализированное изображение мозга, но смотрится это красиво

Как уже было сказано выше, органоиды выращивались на специальных мультиэлектродных чипах. Только так можно собирать информацию о нейронной активности, не травмируя клетки. Чипы улавливают электрические импульсы и записывают их в виде ЭЭГ (электроэнцефалограммы).

Человеческий мозг в результате взросления немного меняет тип ЭЭГ. Суть проста — чем старше мозг, тем меньше паузы между вспышками активности нейронов. Чипы, на которых выращивались органоиды, зафиксировали аналогичную активность.

Чтобы удостовериться, что деятельность мозга действительно можно изучать на основании органоидов, ученые попытались научиться определять их возраст по ЭЭГ. Для этого на помощь, как обычно, призвали нейросети. Их научили определять возраст человека по ЭЭГ, после этого предложили поработать с выращенными образцами. В результате они получили дополнительное подтверждение того, что органоиды развиваются так же, как и настоящий мозг. Особенно хорошо нейросеть справлялась с более ”взрослыми” образцами.

Нейроны всегда вызывали интерес ученых

Зачем нужен искусственный мозг

Исходя из того, что ученые не просто создали искусственный мозг, который может работать как настоящий, но и подтвердили, что метод не является ошибкой, можно сказать, что мы получили отличный инструмент для изучения нашего главного органа.

Если ученый изучает мозг и думает мозгом, получается, что мозг изучает мозг? То есть, сам себя?

Не все поймут, но многие вспомнят

Такой способ исследования позволит получить гораздо больше информации без необходимости изучения человеческих образцов. Кроме этого, к искусственному мозгу можно применять некоторые методы исследования, неприменимые для человека. Можно даже создавать ткани с мутациями для изучения того, как они влияют на развитие человека и человечества в целом. В интересное время мы живем. Согласны?

Заглянули в мозг к педофилам

Немецкие учёные заглянули в мозг к педофилам. или нет?

На одном из форумов мне прислали ссылочку про причины педофилии. попробуем разобраться. Изучение такой малоизвестной особенности как влечение к детям — необходимо. Но туда ли идут немецкие учёные в своём интересе к педофилии?

Немецкие ученые заглянули в мозг педофилов

Франк Хаяш / Никита Жолквер

Заглянули. И что там увидели?

Статистически — весьма интересно. Поведенчески.. пока не изучено. Нет упоминания о родительских семьях педофилов, например. Хотя есть упоминание о частоте травм головного мозга. Направление работы понятно.

«На этих снимках хорошо виден центр получения наслаждения, — поясняет Понсети. — В нижней части зрительной коры головного мозга происходит усиленный анализ увиденного. У обыкновенного гетеросексуала это происходит, когда он видит взрослую женщину. У педофила активность в этой части мозга повышается, когда он видит обнаженного ребенка»

Метод вполне оправдан, особенно в судебной практике. Старая методика с фаллоплетизмографией — справлялась с той же задачей, тут — лишь технологически новее. И это хорошо.

Но помочь какая из клеточек (а не плюс-минус миллиметр!) передаёт сигнал в не ту сторону — пока это не поможет. Но уже хорошо.

Теперь по другим фактам, упоминаемым в статье.

«С помощью МРТ ученым удалось значительно расширить свои знания о педофилии. Они выявили несколько типичных признаков сексуальной патологии. «Педофилы имеют некоторые психосоматические особенности, — говорит Понсети. — Коэффициент их умственного развития, в частности, на восемь пунктов ниже, чем средний показатель».

Примечательно, что от уровня интеллекта педофила зависит и возраст его потенциальной жертвы. «Чем глупее педофил, тем моложе его жертва», — резюмирует ученый.

Кроме того, в результате экспериментов выяснилось, что педофилы, как правило, — это люди ниже среднего роста. А коллеги Понсети в Канаде установили, что вероятность того, что педофил получил в детстве травму головы, вдвое выше, чем средний показатель.»

Педофилы бывают разные

По моим наблюдениям — педофилы бывают самыми разными. Есть и «глупые», которым действительно всё равно с кем — и они удерживаются от таких поступков лишь по причине угрозы наказания. А если тайно или спьяну — легко!

Но есть и умные. с кем из педофилов собственно я и работаю. Там механизм получения влечения к детям — совершенно иной. А следовательно и структуры мозга затронуты иные и так далее.

Я про методологию изучения педофилии в рассматриваемой статье.

Пример из жизни

Многие люди, ощутив боль в спине – обращаются к врачу. И правильно делают! Но дальше… Врач, совершенно логично, из лучших побуждений – отправляет пациента на обследование. Невролога не поймут, если он не назначит например МРТ, а ограничится «примитивным» рентгеном или вообще назначит лечения исходя из клиники..

А дальше? Вот обнаружили у человека грыжу диска 2 мм., условно. Врачу от этого – легче – он как бы снимает с себя ответственность… ведь официально вылечить это – невозможно. Пациенту… не легче, но радует что «это не приговор», операцию делать не нужно» и так далее – «жить будешь!», короче.

А то, что может быть у него эти выпячивания дисков уже несколько лет не давали клиники, а сейчас боли возникли в порядке обострения давно идущего процесса – очень вероятный факт. Не то, что «стряслось» недавно – а закономерное явление, подготовленное образом жизни и привычками!

Вопрос – будет ли данное обследование помогать в лечении, в выздоровлении этого человека – или может даже помешать?

Не учитывать личность человека

Официально – из физиопроцедур ему прежде всего назначат карипаимкарипазим. Я абсолютно не против этого! Но ограничиваться такой процедурой, видеть лишь диск, а не личность человека с его привычками и так далее… неправомерно. И вредно. Потому что те привычки что привели к болезни – скорее всего останутся. Хотели как лучше – а получится понятно как.

Вот то же самое происходит и с «инструментальным» исследованием сексуальных особенностей. Сексуальное поведение человека – это не чистая неврология. Это сложнейший комплекс когнитивно-поведенческих реакций с реализацией в виде определённых поступков и реакций. Если мы знаем пределы «разрешения» используемой аппаратуры – её можно и нужно применять. Если же мы полагаемся во всём на эту самую аппаратуру – учёный впадает в… добросовестное заблуждение.

Впрочем – статья популярная, возможно речь лишь об одном из направлений комплексного исследования.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector