2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Травля: что грозит ребенку в будущем

Что делать, если ребёнка травят в школе

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Мы постарались разобраться, откуда она берётся, кто входит в группу риска, что можно с этим сделать и стоит ли менять школу, если на ребёнка нападают.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Читать еще:  Напитки с сахаром укорачивают жизнь

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

7 советов родителям ребенка, которого травят в школе или интернете

По статистике, до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % — эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2017 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга.

Мы в AdMe.ru постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

Согласно исследованиям, лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым. Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины. В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина — чувство собственной ненужности.

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей. Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения. Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон — все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело, которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает, что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать:

  • Научите ребенка правильно реагировать на критику, справедливую и несправедливую. Важно донести до него, что любая критика — это не личная обида, а лишь чье-то мнение о какой-либо отдельно взятой ситуации.
  • Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет проявить себя. Уверенные в себе дети реже становятся жертвами травли, а успех в любимом деле, пусть даже незначительный, поможет легче справиться с последствиями агрессии, если она уже случилась.

3. Расскажите о защите личной информации в сети

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала, что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Читать еще:  Рак позвоночника симптомы и признаки

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами, и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц — зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля — это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства — общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней. В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома. Все это — попытки человеческой психики избежать травмирующего действия внешних факторов.

Главная задача родителей — не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции.

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного — видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало, что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

7. Смените обстановку

Бытует мнение, что перевод ребенка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте ситуация повторится. Лучше научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы он закалял характер и мог дать отпор. Как мы уже выяснили, не все зависит от ребенка. Травля происходит в коллективах, где нет общности интересов, школьники не вовлечены в образовательный процесс, а социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.

Бонус: какие книги стоит рекомендовать ребенку?

  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок». Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами». Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» — графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков — конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо». Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

А какие ситуации возникали у вас в школе? Удалось ли добиться мирного решения проблемы и как вы передаете свой опыт детям? Поделитесь в комментариях.

Наука

Медицина

Мозг усыхает: чем опасна травля в школе

Ученые выяснили, что травля в школе делает с мозгом

Травля в школе приводит к уменьшению в мозге подростка областей, связанных с мотивацией, вниманием и обработкой эмоций, выяснили британские ученые. Такие изменения могут наложить отпечаток на будущую жизнь подростка, поэтому исследователи призывают родителей и учителей пресекать случаи травли.

Травля в школе не только подрывает психику подростка — она еще и влияет на структуру его мозга, выяснили специалисты из Королевского колледжа Лондона. Исследование было опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.

Подростковый возраст — время значительных перемен, как анатомических, так и личностных. Подросток проходит через новый жизненный опыт, сталкивается с новыми стрессовыми факторами, а его мозг усиленно развивается, происходит уменьшение серого и увеличение белого вещества.

Взаимоотношения со сверстниками — один из важнейших факторов стресса: от травли в школе страдают до трети подростков.

Исследования показывают, что травля в подростковом возрасте оборачивается в будущем психопатологиями. Однако влияние травли непосредственно на структуру мозга пока что не изучалось.

В рамках масштабного проекта IMAGEN, посвященного влиянию внешних факторов на формирование мозга, ученые сопоставили результаты сканирования мозга 682 подростков 14-19 лет из Великобритании, Франции и Германии с результатами опросов. Оказалось, что 36 из них страдали от продолжительной травли, а 646 сталкивались с ней эпизодически.

Мозг пострадавших от длительной травли подростков выглядел иначе — некоторые его области были уменьшены по сравнению с мозгом тех, кто не сталкивался с травлей или сталкивался с ней редко. В частности, уменьшена была скорлупа (путамен) и хвостатое ядро.

Скорлупа находится в основании переднего мозга, она входит в состав чечевицеобразного базального ядра и связана с моторными навыками и влияет на различные виды обучения. Также она играет роль в этиологии дегенеративных неврологических расстройств, таких как болезнь Паркинсона.

Хвостатое ядро тоже относится к базальным ядрам, которые регулируют двигательные и вегетативные функции, а также участвуют в процессах высшей нервной деятельности.

Ранее сходные изменения наблюдались в мозге взрослых людей, которые в детстве столкнулись с жестоким обращением или пережили еще какие-то травмирующие события.

Из-за изменений в структуре мозга травля приводила к высоким уровням тревожности в более старшем возрасте, даже с поправкой на другие стрессовые факторы.

Читать еще:  Психология стройности: как сбросить вес с помощью силы мысли

Причем чем сильнее подросток страдал от травли, тем более выраженными были изменения.

Эта связь подтверждается и другими работами, показывающими связь между тревожностью и активностью скорлупы и хвостатого ядра.

«Хотя эти изменения не принято связывать с тревожностью, важность структурных изменений в скорлупе и хвостатом ядре при развитии тревожности может быть связана с их вкладом в чувствительность к вознаграждению, мотивацию, внимание и обработку эмоций», — отмечает ведущий автор исследования Эрин Куинлан.

Другими словами, эти изменения в мозге могут быть маркерами психических заболеваний, как минимум, тревожных расстройств.

Хотя изменений в размерах других областей мозга исследователи не нашли, они не исключают, что изменения могли произойти непосредственно в их структуре или работе.

Результаты исследования вызывают особое беспокойство в связи с тем, что речь идет не о сформированном мозге взрослого человека, а о развивающемся мозге подростка. Юные годы крайне важны для формирования личности, и такие изменения не проходят бесследно. Авторы предполагают, что травля в детском возрасте может привести к еще большим изменениям в мозге.

Чтобы получить более точные результаты, необходимы долгосрочные исследования.

Однако уже сейчас исследователи рекомендуют родителям и педагогам приложить все усилия, чтобы ограничить подростков от травли.

Ранее было установлено, что люди могут страдать от последствий травли на протяжении 40 лет. На выборке из почти 8000 человек удалось установить, что те из них, кто страдал от травли, чаще имели проблемы с психикой и физическим здоровьем.

Травля накладывает отпечаток и на отношения со сверстниками после школы, в колледже или университете. Студенты, пережившие со стороны бывших одноклассников насилие, запугивание и оскорбления, чаще остальных страдали в колледже от депрессии, повышенной тревожности и посттравматического стресса. Кроме того, часть респондентов признались, что продолжают опасаться агрессии со стороны даже самых приветливых сокурсников.

Что делать, если ребенка травят в школе?

Ребенок стал замкнутым, угрюмым, не хочет идти в школу, а оттуда возвращается с синяками, в порванной одежде — чаще всего, это означает, что он стал жертвой буллинга — целенаправленной агрессивной травли.
Что делать родителям в этой ситуации? Отдать ребенка в секцию борьбы? Поговорить с директором? Написать жалобу в вышестоящие инстанции? Или просто не обращать внимания — дети, они сами разберутся?

Жительница Москвы Наталья Цымбаленко считает:«С травлей нужно обязательно бороться. Хотя путь будет небыстрый. Нам нужна пачка офисной бумаги и стальные нервы. И все получится!».

Сама Наталья столкнулась с этой ситуацией год назад. Ей удалось не только защитить своего сына, но и помочь многим другим родителям. Для этого она составила подробную инструкцию, которую мы, с ее разрешения, публикуем.

Первое, о чем стоит помнить, — за воспитание ребенка в первую очередь несут ответственность родители. О том, «что такое хорошо и что такое плохо» крошка-сын пришел узнавать у отца, а не у учителей или директора школы. И если не пресечь «шутки и шалости» своего ребенка, придется платить и за их последствия.

До 14 лет

Ответственность за противоправные действия детей несут родители или опекуны, а также государственные учреждения, где дети находятся.

Существует статья 5.35. КоАП РФ: Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

От 14 до 16 лет

Ребенок, занимающийся травлей, несет ответственность по некоторым пунктам уголовного кодекса. Вот эти пункты:

УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится!)

УК РФ Статья 112. Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести

УК РФ Статья 158. Кража

УК РФ Статья 161. Грабеж

УК РФ Статья 162. Разбой

УК РФ Статья 163. Вымогательство

УК РФ Статья 214. Вандализм

УК РФ Статья 167 часть 2. Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах

УК РФ Статья 213 часть 2. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

С 16 лет ответственность наступает в полной мере

Ребенок, участвующий в травле или организовавший её, может понести наказание и по другим статьям:

УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства.
Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

УК РФ Статья 116. Побои.
Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

УК РФ Статья 117. Истязание.
Причинение физических или психических страданий

КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества

УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства.
Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

УК РФ Статья 128.1. Клевета.
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Такова юридическая ответственность детей за травлю. Не стоит ожидать, что травля прекратится сама или мучители (абьюзеры, «булли» — от «буллинг», травля) все поймут и раскаются? Нужно вмешиваться как можно раньше и прекращать травлю.

Как это сделать?

Если вашего ребенка травят в классе (отбирают вещи, бойкотируют, толкают, обзывают), нужно воздействовать на школу: обратиться к классной руководительнице, родителям учеников, которые травят ребенка, к школьному психологу или социальным работникам. Определите план действий.

Важно: сама по себе ситуация не исправится, необходимо вмешательство взрослых!

Соберите доказательства

Скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в гугле и т.д.

Анализируйте аккаунты зачинщиков травли в социальных сетях – в каких группах состоят, что постят, как разговаривают. Это поможет при составлении характеристики абьюзеров.

Запишите аудио и видео (это не частные съемки – это не запрещено). Если просят прекратить, аргументируем, что собираем доказательную базу и пресекаем противоправные действия (по этой же схеме вас снимают на видео в магазинах).

Важно: диктофон нужно купить в российском магазине и сохранить чек. Иначе могут возникнуть вопросы у спецслужб.

Обратитесь к врачу

Если ситуация не была исправлена, обратитесь к лицензированному психологу или психиатру. Специалист даст заключение о психическом состоянии ребенка и моральном вреде, нанесенном ситуацией.

Важно: выбирайте лицензированного специалиста, чтобы его заключение могло пойти в дело.

Пишите жалобы

Важно не только говорить, но и делать письменные жалобы: директору, в комиссию по делам несовершеннолетних, в управляющий совет школы, инспектору по делам несовершеннолетних. Если это не помогло, то нужно писать жалобы о бездействии представителей госучреждения: в Департамент образования, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в городе.

Важно: не перескакивайте через инстанции — сперва школа, затем прокуратура, но никак не наоборот.

Наймите юриста

Если ситуация сложная, а приходится разбираться самостоятельно (травля в соцсетях, порча вещей), то наймите юриста, который поможет вам разобраться в тонкостях закона. После чего точно так же обратитесь к лицензированному психологу или психиатру за заключением.

Собирайте подтверждения

Следует собирать все чеки: на медикаменты, прописанные специалистом, на врачей, на юриста, на репетиторов из-за пропуска школы, на испорченное имущество; не забудьте оценить причиненный моральный вред.

Подайте в суд

После этого нужно подать в суд.

По одному эпизоду с одного родителя будет взыскано, скорее всего, около 100 000 — 200 000 рублей.

Если эпизодов было несколько, суд постановит заплатить по каждому из них.

Пишите в СМИ

В любом случае желательно вызвать общественный резонанс. Это ускорит продвижение дела по инстанциям, а родителям обидчика — пересмотреть свое отношение к ситуации. Пишите посты в соцсетях, обращайтесь к знакомым журналистам, пишите в СМИ, которые занимаются этой темой.

Не забывайте общаться с представителями школы, разговаривать со своим ребенком.

Напоминайте ему, что кроме школы, есть и другие интересные вещи: блоги, путешествия, книги, кружки, спорт.

Помните: дело не в нем — да, отношения с этими людьми не сложились, но не бывает так, что кто-то нравится всем. Мир большой, будут и другие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector