3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оргздрав-2019: врачи обсудили вопрос реализации нацпроекта «Здравоохранение»

Оргздрав-2019. Достижение цели «78 лет» и реализация национального проекта «Здравоохранение»: от федерального и регионального уровней до медицинской организации №4(98), 2019 год

В Москве в седьмой раз прошёл международный конгресс «Оргздрав-2019. Эффективное управление в здравоохранении». Он объединил свыше 600 руководителей отрасли из 75 регионов Российской Федерации, а также из Армении, Казахстана, Узбекистана. Среди докладчиков были ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Кировской области, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Удмуртской Республики, а также из Великобритании, Норвегии, Германии, Греции, США, Швеции. Главная тема конгресса этого года: «Достижение цели «78 лет» и реализация национального проекта «Здравоохранение»: от федерального и регионального уровней до медицинской организации».

О реализации нацпроектов

В обсуждении реализации национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов, а также организации межведомственных подходов приняли участие руководители Минздрава России, Минтруда России, Минприроды России, руководители НМИЦ РФ: ФГБУ «НМИЦ радиологии», ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», ФГБУ «НМИЦ кардиологии», ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова», ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины».

О планируемых мероприятиях по системной поддержке граждан старшего поколения рассказала Светлана Валентиновна Петрова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ.

Главная цель системы — обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинскую помощь в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям. «Опросы показали, что наиболее востребованная и желаемая людьми услуга — это оказание помощи пожилым людям на дому. Наша задача — постараться максимально сохранить комфортные условия для людей, оказавшихся автономными из-за болезни, постараться компенсировать те ограничения, которые возникают у людей в связи с болезнью», — сообщила она.

Заместитель министра здравоохранения РФ Елена Львовна Бойко рассказала, что по поручению президента страны В.В. Путина продолжается подключение больниц и поликлиник к сети Интернет для формирования единого цифрового контура, следующим этапом — подключение фельдшерских пунктов (ФАП). «За последние два года мы существенно продвинулись в развитии цифровизации, — сообщила она. — В следующие два года планируем внедрить в стране систему диспетчеризации скорой помощи».

Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» представила Ирина Николаевна Ходырева, руководитель Центра организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России. В частности, она отметила, что «основной вклад в показатель «Смертность населения» вносит система оказания первичной медико-санитарной помощи. Сохранение человеческих жизней начинается на каждом терапевтическом участке. Поставленных президентом целей мы будем достигать с помощью таких инструментов, как создание клинических рекомендаций и протоколов лечения, организация и совершенствование работы НМИЦ, повышение квалификации кадров и внедрение цифровизации».

О роли национальных медицинских исследовательских центров в реализации региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями рассказал Александр Валерьевич Петровский, заместитель директора по научной работе НИИ клинической и экспериментальной радиологии ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», исполнительный директор Ассоциации онкологов России. «Сейчас идёт активная разработка и развитие региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями. Они должны быть утверждены к 1 июля 2019 года, — проинформировал он. — Но чтобы реализовывать эти задачи, нужны специалисты. Только для работы в центрах амбулаторной онкологической помощи нам дополнительно нужно порядка 4000 онкологов».

Сергей Анатольевич Бойцов, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России, поделился своим видением решения проблемы: «Полагаю, все хорошо осознают, что если мы будем заниматься только мероприятиями, которые определены в федеральном проекте по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (борьба со смертностью от острого коронарного синдрома и острых нарушений мозгового кровообращения), то мы не сможем выполнить те амбициозные задачи, которые были обозначены президентом, поскольку вклад в общую структуру смертности этих двух форм составляет всего 23 %». Для сохранения ещё 77 % жизней, согласно представленным данным, необходимы комплексные региональные программы борьбы с болезнями системы кровообращения.

Цели и задачи организации медицинской профилактики и диспансеризации обозначила Оксана Михайловна Драпкина, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины». Основными из них она назвала увеличение охвата профилактическими осмотрами всего населения до 70 % (2024 год), а также увеличение доли впервые выявленных хронических неинфекционных заболеваний в рамках диспансеризации и профилактических осмотров среди трудоспособного возраста из всех выявленных впервые заболеваний. Были представлены регионы в разрезе выполнения плана диспансеризации в 2018 году. «2019 год — это год, который будет оценивать нас на прочность и на работоспособность. Этот год покажет, что в нашей системе профилактики нужно добавить, а что убрать. Таким образом, она будет оптимизироваться», — сообщила Оксана Михайловна.

О взаимоотношениях врач — пациент

Острейшие вопросы взаимоотношений врача и пациента были обсуждены на круглом столе «Приоритеты в восстановлении доверия между врачом и пациентом», прошедшем при поддержке телеканала «Доктор». Президент Национальной медицинской палаты Леонид Михайлович Рошаль отметил: «Самое главное, о чём мы договорились: если какие-то осложнения являются неумышленными, то врач не должен сидеть в тюрьме. Нужно разрабатывать современную цивилизованную систему страхования медицинских работников, по примеру Запада. Мы будем этого требовать и добиваться в ближайшее время. Нужна продуманная серьёзная работа по просвещению населения и удовлетворению их жалоб, максимальное улучшение и повышение квалификации врачей, включая этику отношений. Посеять недоверие очень легко, а уйти от него очень сложно, и мы это понимаем».

Опрос мнений

Удобным инструментом на конгрессе стало мобильное приложение, которое позволило участникам высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым на конгрессе, анонимно с помощью интерактивного голосования. Так, 81 % участников голосования вложили бы государственные средства на обеспечение первичного звена дополнительными кадрами и повышение оплаты их труда, и 57 % — в программы общественного здоровья и массовую профилактику. 94 % верят в то, что повысить удовлетворённость пациентов можно путём только организационных усилий. По вопросу: что ограничивает эффективное применение информационных систем в системе здравоохранения, мнения разделились: 56 % отметили дефицит кадров с требуемой квалификацией, 54 % — отсутствие согласованной концепции, 53 % — слаборазвитая IT-инфраструктура в отрасли; 59 % проголосовавших ограничили бы продажу алкоголя лицам до 21 года. Наконец, в вопросе: что в большей мере влияет на рост продолжительности жизни, — руководители здравоохранения отметили следующее: 84 % — образ жизни населения, 66 % — деятельность системы здравоохранения, 62 % — уровень благосостояния граждан.

Оргздрав-2019: врачи обсудили вопрос реализации нацпроекта «Здравоохранение»

24-25 апреля в Москве уже в седьмой раз прошел международный конгресс «Оргздрав-2019. Эффективное управление в здравоохранении». Он объединил свыше 600 руководителей отрасли из 75 регионов РФ, а также из Армении, Казахстана, Узбекистана. Среди докладчиков были ведущие специалисты из Москвы, Санкт–Петербурга, Новосибирской области, Кировской области, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Удмуртия, а также из Великобритании, Норвегии, Германии, Греции, США, Швеции.

Главная тема конгресса этого года: «Достижение цели «78 лет» и реализация национального проекта «Здравоохранение»: от федерального и регионального уровней до медицинской организации».

Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 24 октября 2018 г. поставил задачи создать системы управления национальными проектами в регионах, довести их основные положения до непосредственных исполнителей, а также получить обратную связь от медицинской, научной и гражданской общественности:

«Крайне важно наладить эффективный механизм обратной связи, сверять наши шаги с интересами людей, делать всё, чтобы они были непосредственными участниками наших проектов развития».

О реализации нацпроектов

В обсуждении реализации национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов, а также организации межведомственных подходов приняли участие руководители Минздрава России, Минтруда России, Минприроды России, руководители НМИЦ РФ: ФГБУ «НМИЦ радиологии», ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», ФГБУ «НМИЦ кардиологии», ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова», ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины».

Читать еще:  Инфаркт: женщин лучше лечат врачи одного с ними пола

О планируемых мероприятиях по системной поддержке граждан старшего поколения рассказала Петрова Светлана Валентиновна, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ. Главная цель системы – обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинскую помощь в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.

«Опросы показали, что наиболее востребованная и желаемая людьми услуга – это оказание помощи пожилым людям на дому. Наша задача – постараться максимально сохранить комфортные условия для людей, оказавшихся автономными из-за болезни, постараться компенсировать те ограничения, которые возникают у людей в связи с болезнью»

Заместитель Министра здравоохранения РФ Бойко Елена Львовна рассказала, что по поручению Президента В.В. Путина продолжается подключение больниц и поликлиник к сети Интернет для формирования единого цифрового контура, следующим этапом – подключение фельдшерских пунктов (ФАП).

«За последние два года мы существенно продвинулись в развитии цифровизации, в следующие два года планируем внедрить в стране систему диспетчеризации скорой помощи».

Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» представила Ходырева Ирина Николаевна, руководитель Центра организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России:

«Основной вклад в показатель «Смертность населения» вносит система оказания первичной медико-санитарной помощи. Сохранение человеческих жизней начинается на каждом терапевтическом участке. Инструменты, которыми мы будем достигать поставленных Президентом целей: создание клинических рекомендаций и протоколов лечения, организация и совершенствование работы НМИЦ, повышение квалификации кадров и внедрение цифровизации».

О роли национальных медицинских исследовательских центров в реализации региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями рассказал Петровский Александр Валерьевич, заместитель директора по научной работе НИИ клинической и экспериментальной радиологии ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», исполнительный директор Ассоциации онкологов России:

«Сейчас идет активная разработка и развитие региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями. Они должны быть утверждены к 1 июля 2019 года. Но чтобы реализовывать эти задачи, нужны специалисты. Только для работы в центрах амбулаторной онкологической помощи нам дополнительно нужно порядка 4000 онкологов».

Бойцов Сергей Анатольевич, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России:

«Полагаю, все хорошо осознают, что если мы будем заниматься только мероприятиями, которые определены в федеральном проекте по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (борьба со смертностью от острого коронарного синдрома и острых нарушений мозгового кровообращения), то мы не сможем выполнить те амбициозные задачи, которые были обозначены Президентом, поскольку вклад в общую структуру смертности этих двух форм составляет всего 23%»

Для сохранения еще 77% жизней, согласно представленным данным, необходимы комплексные региональные программы борьбы с болезнями системы кровообращения.

Цели и задачи организации медицинской профилактики и диспансеризации обозначила Драпкина Оксана Михайловна, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины». Основные – это увеличение охвата профилактическими осмотрами всего населения до 70% (2024 год), а также увеличение доли впервые выявленных хронических неинфекционных заболеваний в рамках диспансеризации и профилактических осмотров среди трудоспособного возраста из всех выявленных впервые заболеваний. Были представлены регионы в разрезе выполнения плана диспансеризации в 2018 году.

«2019 год – это год, который будет оценивать нас на прочность и на работоспособность. Этот год покажет, что в нашей системе профилактики нужно добавить, а что убрать. Таким образом, она будет оптимизироваться…»

О взаимоотношениях врач-пациент

Острейшие вопросы взаимоотношений врача и пациента были обсуждены на круглом столе «Приоритеты в восстановлении доверия между врачом и пациентом», прошедшем при поддержке телеканала «Доктор». Президент Национальной медицинской палаты Рошаль Леонид Михайлович отметил:

«Самое главное, о чем мы договорились – если какие-то осложнения являются неумышленными, то врач не должен сидеть в тюрьме. Нужно разрабатывать современную цивилизованную систему страхования медицинских работников, по примеру Запада. Мы будем этого требовать и добиваться в ближайшее время. Нужна продуманная серьезная работа по просвещению населения и удовлетворению их жалоб, максимальное улучшение и повышение квалификации врачей, включая этику отношений. Посеять недоверие очень легко, а уйти от него очень сложно, и мы это понимаем».

Об эффективности

Главным приглашенным спикером первой пленарной сессии «Оргздрав» стал профессор Элиас Моссиалос (Elias Mossialos), глава департамента политики здравоохранения и политических наук Лондонской школы экономических и политических наук. По его словам, почти 40% всех расходов на здравоохранение в мире тратится впустую из-за неэффективности. На 421 миллиона ежегодных госпитализаций по всему миру в 10% случаев наносится вред пациенту.

«Если посмотреть на глобальное распределение расходов на здравоохранение, мы увидим, что больше всего тратят американцы, 33% от общих мировых расходов на здравоохранение. Но в то же время ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в Америке ниже, чем в большинстве развитых стран. Сегодня очень много для совершенствования системы здравоохранения делает Китай, который в 1995 году тратил 3%, а в 2014 году уже 11% от общемировых расходов. России необходимо увеличить расходы на здравоохранение. В России сегодня ваши люди тратят непозволительно много из своего кармана…»

Рейтинг регионов

В заключительной сессии конгресса был представлен рейтинг эффективности управления общественным здоровьем в регионах – результат совместного исследования ВШОУЗ и PricewaterhouseCoopers (PWC). Эффективность управления общественным здоровьем – это оценка того, как в регионах управляют факторами, влияющими на здоровье, или потенциал, который может быть реализован за счет дополнительных управленческих усилий.

Доказано, что в России ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) зависит от следующих главных факторов: 37% — социально-экономические факторы (рост ВВП), 33% – образ жизни (потребление алкоголя и табакокурение), 30% — доступность и качество медицинской помощи. Самый высокий индекс эффективности отмечается в северокавказских регионах, а также Ставропольском крае, Кировской и Тамбовской областях.

Улумбекова Гузель Эрнстовна, руководитель ВШОУЗ:

«В регионах РФ есть резервы улучшения здоровья за счет управления факторами, влияющими на здоровье. Для этого необходимо разработать комплексные программы под руководством глав регионов и муниципалитетов».

Опрос мнений

Удобным инструментом на конгрессе стало мобильное приложение, которое позволило участникам высказывать свое мнение по вопросам, обсуждаемым на конгрессе, анонимно с помощью интерактивного голосования. Так, 81% участников голосования вложили бы государственные средства на обеспечение первичного звена дополнительными кадрами и повышение оплаты их труда, и 57% — в программы общественного здоровья и массовую профилактику. 94% верит в то, что повысить удовлетворенность пациентов можно путем только организационных усилий. По вопросу, что ограничивает эффективное применение информационных систем в системе здравоохранения, мнения разделились: 56% отметили дефицит кадров с требуемой квалификацией, 54% — отсутствие согласованной концепции, 53% — слаборазвитая IT-инфраструктура в отрасли. 59% проголосовавших ограничили бы продажу алкоголя лицам до 21 года. Наконец в вопросе, что, в большей мере, влияет на рост продолжительности жизни, руководители здравоохранения отметили следующее: 84% — образ жизни населения, 66% — деятельность системы здравоохранения, 62% — уровень благосостояния граждан.

Нацпроект «Здравоохранение»: как изменится наша медицина за шесть лет?

С начала января дан старт реализации национальных проектов, разработанных в соответствии с майским указом президента России В.В. Путина 2018 года. Один из важнейших проектов — «Здравоохранение»

25.01.2019 в 09:00, просмотров: 6544

«МК» разобрался в его положениях, ведь они затронут каждого из нас.

Проект «Здравоохранение» определяет задачи по основным стратегическим направлениям развития российской медицины на ближайший 6-летний период. Он состоит из 8 федеральных проектов, из которых 4 «профильных» — посвящены важнейшим секторам здравоохранения, а 3 «обеспечивающих» — направлены на создание новой инфраструктуры медицинской отрасли. Отдельный федеральный проект посвящен новому для нашей страны направлению — экспорту медицинских услуг.

Новое издание сосудистой программы

Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями — важнейшее направление медицины, поскольку именно болезни кровеносной системы являются основной причиной преждевременной смертности. Соответствующий федеральный проект будет реализовываться не на пустом месте. Специализированный сектор сосудистой медицины начал создаваться в нашей стране еще 10 лет назад.

Речь идет о знаменитой «сосудистой программе», по которой, начиная с 2008 года, в России была создана национальная сеть из более 600 сосудистых центров. Система была изначально ориентирована, прежде всего, на неотложную помощь пациентам, пережившим «сосудистые катастрофы»: инфаркты и инсульты. Поэтому сосудистые центры были размещены по всей территории страны с таким расчетом, чтобы доставить в них пациента и начать лечение можно было в течение «золотого часа» — в тот небольшой промежуток времени, когда медицинская помощь наиболее эффективна.

Читать еще:  Обнаружена новая супербактерия

Сосудистые центры обеспечивались всем необходимым для быстрой качественной диагностики и лечения (КТ, МРТ, ультразвуковые комплексы, экстренные лаборатории и др.), а также концентрировали профильных специалистов. Качественно новый уровень медицинской помощи в сосудистых центрах позволил в разы увеличить шансы больных на благополучный исход лечения. Если еще в начале 2000-х больничная летальность пациентов, перенесших инсульт, доходила до 90%, то теперь она сократилась до 10–20%. При этом две трети пациентов стали покидать клиники, что называется, «на своих ногах».

Новый федеральный проект предполагает расширение и масштабное переоснащение сети сосудистых центров, а также освоение новых врачебных технологий. В частности, планируется увеличить почти вдвое количество проводимых в стране рентгенэндоваскулярных вмешательств, стентирований и ангиопластик при остром коронарном синдроме. Результатом проекта должно стать снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения с 587 до 450 случаев на 100 тыс. человек (на 23,4%).

Прорывная онкология

Второй после сердечно-сосудистых заболеваний причиной преждевременных смертей являются новообразования. Федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями основан на положениях национальной онкологической программы, разработанной ведущими экспертами страны. Специалисты ожидают, что проект станет прорывным и качественно повысит уровень медпомощи онкологическим больным.

Важнейшая составляющая онкологического проекта — повышение ранней выявляемости новообразований, что при современном уровне развития медицины является основным условием успешного лечения. Внедрение активного онкопоиска и, в частности, стартовавшая в 2013 году всеобщая диспансеризация населения позволили за 5 лет повысить выявляемость рака на I и II стадиях с 50% до 56%. Это уже спасло жизнь десяткам тысяч пациентов. Меры, предусмотренные новым федеральным проектом, должны довести этот показатель до 63%. Для этого, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, в первичном звене здравоохранения должна быть сформирована «тотальная настороженность» к онкозаболеваниям. Так, для участковых терапевтов уже разработан и доступен на федеральном медицинском образовательном портале специальный образовательный модуль. Программное обеспечение «рабочего места врача» сделает алгоритмы раннего обнаружения онкологических заболеваний обязательными для выполнения врачами поликлиник и амбулаторий.

Тотальная настороженность к онкозаболеваниям врачей и пациентов позволит заблаговременно выявлять симптомы болезни. Для проведения необходимых исследований и оперативной постановки точного диагноза на базе многопрофильных медицинских организаций будут создаваться центры амбулаторной онкологической помощи, обладающие полным спектром оборудования и специалистов, необходимых для комплексной и своевременной диагностики. На полное обследование и постановку диагноза (если не требуется оперативное вмешательство) отводится 14 дней. Кроме того, в стране будет создана сеть из 18 референс-центров для «второго экспертного мнения» при диагностике онкозаболеваний.

При подтверждении диагноза амбулаторные онкоцентры возьмут на себя диспансерное наблюдение и химиотерапию. Более сложными случаями займутся региональные и федеральные медучреждения онкологического профиля, включая самые современные на сегодня центры протонной терапии, развитие которых также предусмотрено федеральным проектом. Обеспечивать учет и своевременное направление пациентов на диагностику, лечение и реабилитацию будут специальные централизованные региональные системы. «Цифровой контур» этих систем появится уже в первом полугодии 2019 года.

Важная задача федерального проекта — «создание новой генерации кадров» для онкологического сектора медицины, как медицинских, так и немедицинских. Так, необходимо подготовить 1900 онкологов и 550 медицинских физиков.

Реализация федерального онкологического проекта позволит к 2024 году снизить смертность от новообразований, в том числе от злокачественных, с 200,6 до 185 случаев на 100 тыс. населения (на 7,8%).

Обновление детской медицины

Особый федеральный проект, посвященный детскому здравоохранению, нацелен на создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям. Он, в частности, предусматривает модернизацию в течение трех лет всех детских поликлиник и детских отделений больниц, а также повышение квалификации медицинских работников в области перинатологии, неонатологии и педиатрии.

Результатом станет повышение качества и доступности специализированной медицинской помощи детям на всех этапах ее оказания. Это позволит, например, снизить к 2024 году младенческую смертность с 5,6 до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей (на 19,6%).

Ставка на первичку

Не просто важной, а базовой для современной медицины сфере посвящен федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Прежде всего, он предусматривает завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена. Это те самые поликлиники, ФАПы, амбулатории и офисы врачей общей практики, расположенные в сельских и малых населенных пунктах, которые более всего пострадали от эффективных менеджеров во время «оптимизации» начала 2000-х. Восстановление и модернизация этой сети начались с 2012 года. Только в 2018 году было построено около 300 объектов сельского здравоохранения. Уже в 2019 году строительство сети первичной медицины, в том числе на удаленных территориях, будет полностью завершено.

Обеспечение охвата всех граждан страны профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год — стратегическая задача проекта. Раннее выявление — обязательное условие успешного противостояния многим видам заболеваний, в том числе — и сердечно-сосудистым, и онкологическим. При этом, как заявила Вероника Скворцова, «количественный рост не должен формализовать профилактические осмотры и диспансеризации. В течение ряда лет мы боролись с этой формализацией, с приписками, и сейчас от них ушли. Очень важно, чтобы дальнейшее увеличение охвата было реальным».

Превращение поликлиник в эффективно работающие и комфортные для пациентов и врачей учреждения, без очередей и неразберихи, за счет внедрения «бережливых» технологий — особый раздел федерального проекта. К 2024 году в этот процесс должны включиться более 6,8 тысячи поликлиник и отделений, в том числе — все детские.

Революционная инфраструктура

Выполнение обеспечивающих, точнее, инфраструктурных федеральных проектов принесет в здравоохранение революционные перемены.

Так, особый федеральный проект призван преодолеть кадровый дефицит в здравоохранении. Застарелый кадровый дефицит, тянущийся, стоит уточнить, еще с советских времен. В 2014 году российской медицине не хватало 40,5 тысячи врачей. Сейчас — 22,5 тысячи. К 2024 году укомплектованность врачами стационаров должна вырасти с 79,7% до 95%, а в первичном звене — полностью устранен дефицит кадров.

Федеральный проект по цифровой медицине должен к 2022 году завершить объединение региональных компонентов и создать полноценную национальную информационную систему здравоохранения, включающую в себя и документооборот, и цифровые базы данных, и коммуникацию врач-пациент, и телемедицину.

Результатом федерального проекта, посвященного развитию и распространению инновационных медицинских технологий, станет сеть из 27 национальных медицинских исследовательских центров, которые будут осуществлять организационно-методическое руководство профильными региональными клиниками, внедрять клинические рекомендации и системы контроля качества.

Федеральный проект с необычным пока для нас названием «Развитие экспорта медицинских услуг» должен обеспечить к 2024 году увеличение объема экспорта до 1 млрд долларов США (в 4 раза).

Но главная цель национального проекта «Здравоохранение», по достижению которой и будет определяться его успешность, — это укрепление здоровья нации и вхождение России к 2030 году в клуб стран со средней продолжительностью жизни, превышающей 80 лет. Если кто забыл — еще в начале 2000-х средняя продолжительность жизни граждан России не превышала 65 лет.

В Москве прошел конгресс «Оргздрав-2019. Эффективное управление в здравоохранении»

24-25 апреля в Москве уже в седьмой раз прошел международный конгресс «Оргздрав-2019. Эффективное управление в здравоохранении». Он объединил свыше 600 руководителей отрасли из 75 регионов РФ, а также из Армении, Казахстана, Узбекистана. Среди докладчиков были ведущие специалисты из Москвы, Санкт–Петербурга, Новосибирской области, Кировской области, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Удмуртия, а также из Великобритании, Норвегии, Германии, Греции, США, Швеции.

Главная тема конгресса этого года: «Достижение цели «78 лет» и реализация национального проекта «Здравоохранение»: от федерального и регионального уровней до медицинской организации».

Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 24 октября 2018 г. поставил задачи создать системы управления национальными проектами в регионах, довести их основные положения до непосредственных исполнителей, а также получить обратную связь от медицинской, научной и гражданской общественности: «Крайне важно наладить эффективный механизм обратной связи, сверять наши шаги с интересами людей, делать всё, чтобы они были непосредственными участниками наших проектов развития».

Читать еще:  Два теста прогнозируют болезнь Альцгеймера с точностью до 100 %

О реализации нацпроектов

В обсуждении реализации национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов, а также организации межведомственных подходов приняли участие руководители Минздрава России, Минтруда России, Минприроды России, руководители НМИЦ РФ: ФГБУ «НМИЦ радиологии», ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», ФГБУ «НМИЦ кардиологии», ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова», ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины».

О планируемых мероприятиях по системной поддержке граждан старшего поколения рассказала Петрова Светлана Валентиновна, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ. Главная цель системы – обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинскую помощь в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям. «Опросы показали, что наиболее востребованная и желаемая людьми услуга – это оказание помощи пожилым людям на дому. Наша задача – постараться максимально сохранить комфортные условия для людей, оказавшихся автономными из-за болезни, постараться компенсировать те ограничения, которые возникают у людей в связи с болезнью», — сообщила она.

Заместитель Министра здравоохранения РФ Бойко Елена Львовна рассказала, что по поручению Президента В.В. Путина продолжается подключение больниц и поликлиник к сети Интернет для формирования единого цифрового контура, следующим этапом – подключение фельдшерских пунктов (ФАП). «За последние два года мы существенно продвинулись в развитии цифровизации, в следующие два года планируем внедрить в стране систему диспетчеризации скорой помощи», – сказала она.

Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» представила Ходырева Ирина Николаевна, руководитель Центра организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России: «Основной вклад в показатель «Смертность населения» вносит система оказания первичной медико-санитарной помощи. Сохранение человеческих жизней начинается на каждом терапевтическом участке. Инструменты, которыми мы будем достигать поставленных Президентом целей: создание клинических рекомендаций и протоколов лечения, организация и совершенствование работы НМИЦ, повышение квалификации кадров и внедрение цифровизации».

О роли национальных медицинских исследовательских центров в реализации региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями рассказал Петровский Александр Валерьевич, заместитель директора по научной работе НИИ клинической и экспериментальной радиологии ФГБУ «НМИЦ им. Н.Н. Блохина», исполнительный директор Ассоциации онкологов России: «Сейчас идет активная разработка и развитие региональных программ по борьбе с онкологическими заболеваниями. Они должны быть утверждены к 1 июля 2019 года. Но чтобы реализовывать эти задачи, нужны специалисты. Только для работы в центрах амбулаторной онкологической помощи нам дополнительно нужно порядка 4000 онкологов».

Бойцов Сергей Анатольевич, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России: «Полагаю, все хорошо осознают, что если мы будем заниматься только мероприятиями, которые определены в федеральном проекте по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (борьба со смертностью от острого коронарного синдрома и острых нарушений мозгового кровообращения), то мы не сможем выполнить те амбициозные задачи, которые были обозначены Президентом, поскольку вклад в общую структуру смертности этих двух форм составляет всего 23%». Для сохранения еще 77% жизней, согласно представленным данным, необходимы комплексные региональные программы борьбы с болезнями системы кровообращения.

Цели и задачи организации медицинской профилактики и диспансеризации обозначила Драпкина Оксана Михайловна, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины». Основные – это увеличение охвата профилактическими осмотрами всего населения до 70% (2024 год), а также увеличение доли впервые выявленных хронических неинфекционных заболеваний в рамках диспансеризации и профилактических осмотров среди трудоспособного возраста из всех выявленных впервые заболеваний. Были представлены регионы в разрезе выполнения плана диспансеризации в 2018 году. «2019 год – это год, который будет оценивать нас на прочность и на работоспособность. Этот год покажет, что в нашей системе профилактики нужно добавить, а что убрать. Таким образом, она будет оптимизироваться. », — сообщила Драпкина Оксана Михайловна.

О взаимоотношениях врач-пациент

Острейшие вопросы взаимоотношений врача и пациента были обсуждены на круглом столе «Приоритеты в восстановлении доверия между врачом и пациентом», прошедшем при поддержке телеканала «Доктор». Президент Национальной медицинской палаты Рошаль Леонид Михайлович отметил: «Самое главное, о чем мы договорились – если какие-то осложнения являются неумышленными, то врач не должен сидеть в тюрьме. Нужно разрабатывать современную цивилизованную систему страхования медицинских работников, по примеру Запада. Мы будем этого требовать и добиваться в ближайшее время. Нужна продуманная серьезная работа по просвещению населения и удовлетворению их жалоб, максимальное улучшение и повышение квалификации врачей, включая этику отношений. Посеять недоверие очень легко, а уйти от него очень сложно, и мы это понимаем».

Об эффективности

Главным приглашенным спикером первой пленарной сессии «Оргздрав» стал профессор Элиас Моссиалос (Elias Mossialos), глава департамента политики здравоохранения и политических наук Лондонской школы экономических и политических наук. По его словам, почти 40% всех расходов на здравоохранение в мире тратится впустую из-за неэффективности. На 421 миллиона ежегодных госпитализаций по всему миру в 10% случаев наносится вред пациенту. «Если посмотреть на глобальное распределение расходов на здравоохранение, мы увидим, что больше всего тратят американцы, 33% от общих мировых расходов на здравоохранение. Но в то же время ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в Америке ниже, чем в большинстве развитых стран. Сегодня очень много для совершенствования системы здравоохранения делает Китай, который в 1995 году тратил 3%, а в 2014 году уже 11% от общемировых расходов. России необходимо увеличить расходы на здравоохранение. В России сегодня ваши люди тратят непозволительно много из своего кармана…»

Рейтинг регионов

В заключительной сессии конгресса был представлен рейтинг эффективности управления общественным здоровьем в регионах – результат совместного исследования ВШОУЗ и PricewaterhouseCoopers (PWC). Эффективность управления общественным здоровьем – это оценка того, как в регионах управляют факторами, влияющими на здоровье, или потенциал, который может быть реализован за счет дополнительных управленческих усилий.

Доказано, что в России ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) зависит от следующих главных факторов: 37% — социально-экономические факторы (рост ВВП), 33% – образ жизни (потребление алкоголя и табакокурение), 30% — доступность и качество медицинской помощи. Самый высокий индекс эффективности отмечается в северокавказских регионах, а также Ставропольском крае, Кировской и Тамбовской областях.
Улумбекова Гузель Эрнстовна, руководитель ВШОУЗ: «В регионах РФ есть резервы улучшения здоровья за счет управления факторами, влияющими на здоровье. Для этого необходимо разработать комплексные программы под руководством глав регионов и муниципалитетов».

Опрос мнений

Удобным инструментом на конгрессе стало мобильное приложение, которое позволило участникам высказывать свое мнение по вопросам, обсуждаемым на конгрессе, анонимно с помощью интерактивного голосования. Так, 81% участников голосования вложили бы государственные средства на обеспечение первичного звена дополнительными кадрами и повышение оплаты их труда, и 57% — в программы общественного здоровья и массовую профилактику. 94% верит в то, что повысить удовлетворенность пациентов можно путем только организационных усилий. По вопросу, что ограничивает эффективное применение информационных систем в системе здравоохранения, мнения разделились: 56% отметили дефицит кадров с требуемой квалификацией, 54% — отсутствие согласованной концепции, 53% — слаборазвитая IT-инфраструктура в отрасли. 59% проголосовавших ограничили бы продажу алкоголя лицам до 21 года. Наконец в вопросе, что, в большей мере, влияет на рост продолжительности жизни, руководители здравоохранения отметили следующее: 84% — образ жизни населения, 66% — деятельность системы здравоохранения, 62% — уровень благосостояния граждан.

Полностью результаты интерактивных опросов размещены на сайте организатора конгресса «Оргздрав-2019»: www.vshouz.ru.

Конгресс «Оргздрав-2019» организован Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), под руководством Минздрава России, при поддержке Национальной медицинской палаты.

Выражаем благодарность партнерам и спонсорам конгресса «Оргздрав-2019»: генеральному партнеру – компании Janssen, фармацевтической компании группы компаний Johnson & Johnson; стратегическому партнеру фармацевтической компании MSD; официальным партнерам: Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), Abbott, EY, GE Healthcare.

Мы уверены, что следующий «Оргздрав» соберет рекордное количество неравнодушных единомышленников. До встречи на «Оргздрав-2020»!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector