0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Живые мертвецы: почему Франкенштейн был таким реальным для своего времени

10 чудовищных фактов о «Франкенштейне»

Франкенштейн , история безумного ученого, который возвращает мертвеца к жизни только для того, чтобы понять, что он создал монстра, по-прежнему остается для нас одной из самых страшных историй. Вот несколько главных фактов о романе, который показал нам, что может пойти не так, когда люди решают поиграть в Бога.

1. «Франкенштейн» был написан подростком.
Юношеские годы Мэри Шелли были весьма насыщенными, если не сказать больше. В 16 лет она сбежала из дома с поэтом Перси Биши Шелли. В течение следующих двух лет она родила двоих детей. В 1816 году пара отправилась в Швейцарию, где посетила виллу Диодати лорда Байрона. Именно там 18-летняя Мэри начала писать «Франкенштейна». Книга была опубликована в 1818 году, когда автору было 20 лет.

2. Роман возник в результате состязания в написании страшных историй.
Чета Шелли гостила в Швейцарии в «год без лета». Извержение вулкана Тамбора в Индонезии вызвало серьезные климатические аномалии и большое количество дождей. Застряв в четырех стенах, группа друзей читала истории о призраках из книги «Fantasmagoriana» (сборник старинных германских легенд о привидениях – прим. перев.). Именно тогда лорд Байрон предложил затеять состязание, чтобы понять, кто из них сможет придумать лучшую историю о сверхъестественном: сам Байрон, Мэри, Перси или врач Джон Полидори. В итоге Мэри, конечно, выиграла это пари. Ни Байрон, ни Перси так и не закончили свои рассказы. Зато Полидори написал рассказ Вампир , который позднее вдохновил Брэма Стокера на создание Дракулы .

Портрет Джона Полидори, F.G. Gainsford (Wikimedia Commons)

3. Мэри утверждала, что идея книги пришла к ней во сне.
Поначалу у Мэри был творческий кризис, и она никак не могла придумать хорошую идею для своего рассказа. Но потом она как-то начала мечтать наяву. «Я не заснула, но и не просто задумалась», – писала она об этом. В предисловии к изданию «Франкенштейна» 1831 года, она описала явившееся ей видение следующим образом:

«Я увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. … Он спит, но вдруг он просыпается; открывает глаза; эта ужасная штука стоит у его постели, отдернув полог, и смотрит на него желтыми, водянистыми, но разумными глазами».

Мэри открыла глаза и поняла, что нашла идею для истории. «То, что напугало меня, напугает и других», – подумала она и на следующий день приступила к работе.

4. Мэри писала «Франкенштейна» под сенью трагедии.
Незадолго до начала работы над «Франкенштейном» Мэри родила дочь Клару, которая умерла спустя шесть недель. (На самом деле, только один из четырех детей Мэри дожил до зрелого возраста). После смерти ребенка она написала в своем дневнике: «Мечтаю, чтобы моя малышка вернулась к жизни – что она просто замерзла, а мы отогрели её у огня, и она ожила. Просыпаюсь и не нахожу рядом своего ребенка – и думаю о своей маленькой мечте весь день». Должно быть, это обстоятельство, а также самоубийство её сводной сестры, повлияли на роман.

Портрет Мэри Шелли, Richard Rothwell (Wikimedia Commons)

5. Франкенштейн – это имя ученого, а не чудовища.
В книге Шелли Виктор Франкенштейн – это ученый. Чудовище остается безымянным и называется только «монстром», «существом», «демоном» и «оно». Но если вы ошиблись, назвав чудовище Франкенштейном, знайте – вы не одиноки. Так поступали все, начиная с автора Рифа Эдит Уортон и заканчивая сценаристами фильма «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».

6. Роман носит то же имя, что и замок.
Мэри утверждала, что сама придумала имя «Франкенштейн». Однако Франкенштейн – это немецкая фамилия, которая переводится как «камень франков». Более того, историк Раду Флореску заявил, что Шелли посещали замок Франкенштейн во время путешествия вверх по реке Рейн. Находясь там, они, должно быть, узнали о неуравновешенном алхимике по имени Конрад Диппель, жившем в этом замке. Он пытался создать эликсир под названием «Масло Диппеля», который позволил бы людям жить дольше ста лет. Как и Виктор Франкенштейн, Диппель, по слухам, раскапывал могилы и проводил эксперименты с мертвыми телами.

Читать еще:  О чем не стоит говорить на собеседовании: отрывок из книги «Антирабство» Алены Владимирской

Замок Франкенштейн, фото: Pascal Rehfeldt (Wikimedia Commons)

7. Многие думали, что книгу написал Перси Шелли.
Первая публикация «Франкенштейна» была анонимной. Роман посвящался Уильяму Годвину, отцу Мэри, а Перси Шелли написал к нему предисловие. По этим причинам многие предполагали, что автором книги был Шелли. Этот миф продолжал существовать даже после того, как «Франкенштейн» был переиздан под именем Мэри. На самом деле, некоторые люди до сих пор пытаются доказать, что настоящим автором был Перси. Хотя он редактировал книгу и поощрял Мэри превратить историю в роман, признание за ним авторства является большой натяжкой.

8. Книгу поначалу сильно ругали критики.
После выхода «Франкенштейна» в 1818 году многие критики отзывались о нем самым пренебрежительным образом. «Какая же ужасная и отвратительная нелепость», – написал Джон Крокер в «Quarterly Review». Однако готические романы тогда были в моде, и «Франкенштейн» вскоре обрел своих читателей. Популярность истории укрепилась после выхода в 1823 году пьесы под названием «Самонадеянность, или Судьба Франкенштейна». В 1831 году была опубликована новая версия книги, на этот раз под именем Мэри.

9. «Франкенштейн» считается первым научно-фантастическим романом.
Сочиняя готическую историю, Шелли написала первый крупный научно-фантастический роман, а также положила начало концепции «безумного ученого» и помогла очертить рамки того, что впоследствии станет литературой ужасов. Влияние книги в популярной культуре настолько велико, что слово «Франкенштейн» вошло в обиход в обычной речи и теперь используется для обозначения чего-то сверхъестественного и ужасного. Мэри и позже продолжала сочинять научную фантастику. В частности, в 1826 году она написала рассказ Роджер Додсворт: воскресший англичанин (1826) о человеке, который был заморожен во льду, и роман Последний человек о выжившем в уничтоженном чумой мире.

10. Томас Эдисон превратил историю в фильм.
В 1910 году Томас Эдисон создал 15-минутный фильм «Франкенштейн» – один из первых когда-либо существовавших фильмов ужасов. Пленка считалась утраченной, пока её не восстановили в 1950-х годах. Вы можете посмотреть этот фильм по ссылке (YouTube).

Эта история доктора Франкенштейна из реальной жизни повергнет вас в шок

ata_day

В 1818 году человек по имени Эндрю Юр провел тот же эксперимент, что и доктор Виктор Франкенштейн в бессмертном произведении Мэри Шелли. И он был не единственным в своем стремлении оживить труп с помощью электричества: в те времена многие ученые были вдохновлены идеей того, что электричество могло бы вернуть тело к жизни. Эти эксперименты ужасали и восхищали многих современников Юра и Шелли. А что думаете об этом вы? Оставляйте свои ответы в комментариях.

1. Электричество в то время считалось «квинтэссенцией жизни», что и побудило ученых использовать его для того, чтобы вернуть к жизни человеческое тело.

Издревле ученые пытались постичь загадку жизни. Одно время они думали, что электричество могло стать той самой «искрой», дающей жизнь. На такое понимание во многом повлияло то, что религия постепенно начинала утрачивать свое значение, и люди смотрели на мир в основном через призму науки. А раз перестали верить в Бога, значит пора было искать источник зарождения жизни в другом месте.

2. Сперва ученые ставили опыты на животных, включая лягушек и котят.

Процесс, в результате которого мышцы начинают двигаться под воздействием электрического тока, называется гальванизмом. Свое название он получил от человека, который впервые продемонстрировал его – Луиджи Гальвани. Для своих опытов этот ученый использовал лягушек. Были и те, кто использовал котят. Живодеры обезглавливали здоровых котят и заставляли их тела двигаться под действием электричества. Кое-кто даже подвергал экспериментам крупнорогатый скот.

3. Благодаря одному закону у ученых появился шанс использовать человеческие останки для своих экспериментов.

В 1751 году в Англии вышел закон, по которому тела людей, казненных за убийство, разрешалось использовать для научных экспериментов. Этот закон имел множество преимуществ. Во-первых, анатомам крайне не хватало тел, и они могли получить больше материала для исследований, а, во-вторых, это считалось дополнительным наказанием для преступников, ведь считалось, что если разрезать тело, то шансы человека воскреснуть в загробной жизни уменьшались.

4. Юр тоже использовал тело казненного убийцы для создания своего чудовища Франкенштейна.

В августе 1818 года пьяный Мэттью Клайдсдейл убил своего товарища по шахте – 80-летнего старика – киркой для угля. Мужчину приговорили к казни через повешение. После этого его тело оказалось на экспериментальном столе, а ученый попытался вернуть его к жизни.

5. У Эндрю Юра не было опыта в обращении с электричеством, но настоящего ученого не остановить.

Юр был профессором химии, и очень хорошим. Однако в области электричества у него опыта не было. Впрочем, он много чем интересовался, а при подготовке к эксперименту даже работал ассистентом у профессора анатомии Джеймса Джеффри.

6. В результате эксперимента труп жутковато двигался в течение часа. Кое-кто из аудитории даже упал в обморок.

Юр посылал электрический ток к надрезам в кончиках пальцев, бедрах, шее и пятках. В результате этого ученый смог заставить диафрагму трупа подниматься и опускаться, как будто он дышит, а еще он делал так, чтобы труп указывал пальцем на присутствующих. Многие из очевидцев не на шутку испугались, а один даже упал в обморок. Также, по словам Юра, на лице убийцы сменялись выражения гнева, ужаса, отчаяния и боли.

Читать еще:  Почему одни люди помнят сны, а другие нет

7. Успех эксперимента рассматривался бы как нечто плохое.

И это понятно, ведь в этом случае он вернул бы к жизни убийцу. Однако с этим мало что можно было поделать – ведь законопослушные граждане не очень-то охотно завещали свои тела науке. В общем, вряд ли Юр потерял сон, когда эксперимент не удался. Что же касается критики его техники, он заявил, что эксперимент не удался потому, что Клайдсдейл умер насильственной смертью.

8. Несмотря на неудачу, Юр нажился на эксперименте.

Пусть он не собрал никаких полезных данных в результате эксперимента, кое-что Юр все-таки получил: он написал и продал памфлет с результатами исследования.

9. Кстати, роман «Франкенштейн» Мэри Шелли увидел свет в том же году.

В том же 1818 году, когда Юр провел свой эксперимент, был опубликован «Франкенштейн» Мэри Шелли. Однако это, вероятно, всего лишь совпадение, ведь многие ученые тогда экспериментировали с гальванизмом. Несмотря на драматичность сюжета, роман в целом описывает то, что происходило в то время в кругах ученых.

10. Вскоре эксперименты с человеческими трупами вышли из моды.

Несмотря на ажиотаж вокруг гальванизма вначале, вскоре общество изменило свое отношение к подобным экспериментам. Они вышли из моды, кое-кто даже предположил, что по натуре они были сатанинскими. Впрочем, Юр еще долго читал лекции на тему своего опыта с гальванизмом.

«Франкенштейн» создавался как научный роман

Часто ли мы задумываемся над тем, что несет нам день грядущий? Человечество либо голословно отторгает все нововведения, либо принимает их на ура. Делайте свои выводы сами.

Первоначально большинство европейцев в штыки восприняли прививку от оспы, зато до середины прошлого века как в Старом, так и (по преимуществу) в Новом Свете очень благодушно относились к накоплению человеческим организмом опасных для здоровья концентраций свинца.

Основная причина — незнание. Другой вопрос: отсутствие правдивой информации коренится в неграмотности толпы или же в злонамеренных попытках корпораций скрыть источники своего неправедного дохода.

На днях профессор истории из британского университета Аберистуит Иван Морус (Iwan Morus) обратил внимание на один весьма характерный пример.

17 января 1803 года в лондонской тюрьме Ньюгейт за двойное убийство был повешен молодой человек по имени Джордж Форстер (George Forster). Как было положено в то время, бездыханное тело сначала провезли по всему городу, чтобы доставить в Королевскую коллегию хирургов Англии для публичного вскрытия.

Дальнейшее шокировало привыкшую к публичным казням английскую публику больше, нежели обыденная аутопсия.

На другой день тело казненного доставили племяннику знаменитого итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани, также уроженцу Болоньи, 40-летнему естествоиспытателю Джованни Альдини (Giovanni Aldini).

Следуя по стопам своего дяди, он вознамерился продемонстрировать явление, позднее получившее название «гальванизм», которое сам Гальвани называл «животным электричеством».

В отличие от первооткрывателя, который в 1780 году обнаружил «животное электричество», изучая воздействие электрических разрядов во время грозы на живые ткани лягушек, Альдини свой эксперимент проделал над человеческим трупом.

Лондонская «Таймс» в те дни сообщала, что при первом подключении электродов к лицу, казненного, у него начала дрожать челюсть, соседние мышцы были сведены в ужасную гримасу, а один глаз вообще открылся. В продолжении шоу у трупа поднялась с крепко сжатым кулаком правая рука, а колени и бедра пришли в движение.

Части зрителей вполне могло показаться «будто бы мизерабельный человечишка (wretched man) был накануне возвращения к жизни».

Эксперимент Альдини над трупом Форстера произошел не по причине жажды лавров шоуменом, хотя общественный резонанс оказался куда большим, нежели опыты Гальвани с лягушачьими лапками.

Это было сделано для защиты теории дяди против нападок со стороны его противников, таких как Алессандро Вольта (Alessandro Volta). Один из основоположников учения об электричестве Вольта утверждал, что «животное» электричество производилось при соприкосновении металлов и не является свойством живой ткани.

К моменту, когда Альдини экспериментировал с трупом Форстера, между электричеством и жизненными процессами почти целое столетие наблюдалась какая-то особенная интимная связь.

В 1660 году просвещенная Европа ознакомилась со свойствами отталкивания тел от тел наэлектризованных. Трением кусочка янтаря в 1700 году удалось получить электрическую искру. Сэр Исаак Ньютон размышлял о создании электрической машины в первой половине XVIII века.

Английский астроном и красильщик Стивен Грей (Stephen Gray) электризовал трением шелковые нити, изделия из кожи, дерево и шерсть), однако наилучшие результаты получались при натирании стеклянной трубки.

В 1730 году им был продемонстрирован принцип электропроводности. Грей подвесил на шелковых шнурах мальчика, положив возле его ног положительно заряженную трубку, в результате к его пальцам притягивалось блюдо из сусального золота.

В 1746 году француз Жан-Антуан Нолле (Jean Antoine Nollet) для королевского двора в Версале устроил немудреное представление, пропуская через тела 180 королевских гвардейцев электрические заряды из Лейденской банки (первый электрический конденсатор, изобретенный голландцами в 1745 в городе Лейден), что заставляло бедолаг одновременно подпрыгивать.

Несмотря на критику, идеи Гальвани обрели своих последователей в лице немецкого естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта (Alexander von Humboldt), проводившего эксперименты с батареями, сделанными исключительно из ткани животных.

Его соотечественник Йоханнес Риттер (Johannes Ritter) с энтузиазмом проводил электрические эксперименты над собой, чтобы выяснить, как электричество влияет на ощущения.

В определенных кругах обрела популярность идея о том, что электричество можно использовать для возрождения к жизни мертвецов.

К числу приверженцев такой точки зрения относился английский поэт и сторонник гальванических экспериментов Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley).

Мэри Уолстонкрафт Годвин (Mary Wollstonecraft Godwin), вышедшая замуж за Шелли в 1816 году, выросла среди подобных ее супругу приверженцев. Не случайно именно ей суждено было обессмертить эксперименты Альдини с мертвецами своим «Франкенштейном».

Читать еще:  5 ранних признаков шизофрении, которые полезно иметь в виду

Скептики подтрунивали над мыслью, что электричество может «заставить мертвецов убивать живых». Но кое-кто воспринял эту идею очень серьезно. Ассистент Альдини, преподаватель Чарльз Уилкинсон (Charles Wilkinson), утверждал, что гальванизм является «первопричиной, которая формирует разграничительную линию между материей и духом, составляющую в великой цепи творения промежуточную связь между телесной субстанцией и жизненными силами».

В 1814 году лекция английского хирурга Джона Абернети (John Abernethy) вызвала бурную дискуссию с его коллегой Уильямом Лоуренсом (William Lawrence).

Абернети утверждал, что электричество было (или было похоже на) жизненной силой, в то время как Лоуренс отрицал, что существует какая-либо необходимость вообще ссылаться на жизненную силу, чтобы объяснить жизненные процессы.

Супруги Мэри и Перси Шелли, безусловно, знали об этих дебатах, поскольку Лоуренс был их лечащим доктором.

Ко времени, когда «Франкенштейн» вышел в свет в 1818 году, его читатели были знакомы с идеей, что жизнь может быть восстановлена посредством электричества.

Спустя всего несколько месяцев после появления книги шотландский химик Эндрю Юр (Andrew Ure) провел собственные электрические эксперименты над телом казненного за убийство Мэтью Клайдсдейла (Matthew Clydesdale).

Юр яркими красками описал, что «каждый мускул на его лице одновременно выражал: ярость, ужас, отчаяние, муки и ужасную улыбку, сведенные в его отвратительном выражении лица убийцы».

По словам ученого, эксперименты были такими ужасными, что «несколько зрителей были вынуждены покинуть квартиру, а один джентльмен упал в обморок».

Трудно сказать, в какой степени Юр, проводя свои эксперименты, имел в виду недавно опубликованный роман Мэри Шелли. Написанный им отчет о них, конечно, преднамеренно подчеркивал наиболее страшные моменты.

Нынешние читатели воспринимают роман «Франкенштейн» как фантастический, каковым он не являлся ни для автора, ни для тогдашней читающей публики.

Как все мы сейчас знаем об искусственном интеллекте, так и читатели Мэри Шелли знали о возможностях возродить электричеством умершего. Подобно тому, как искусственный интеллект вызывает целый ряд откликов и возражений, такое же отношение было к перспективе возрождения жизни электричеством.

Источник фото: pxhere.com

Читайте также:

Как инженер Яблочков подарил миру электрический свет

10 причудливых фактов о Франкенштейне!

Название «Франкенштейн» впервые пришло из готического романа, но фильмы и мультфильмы сделали это имя более популярным. В наши дни имя «Франкенштейн» стало символом чего-то ужасного и страшного.

А что вы знаете об этом монстре и самой книге?

Франкенштейн — фантастический персонаж, придуманный 18-летней девушкой.

Когда Мэри Шелли начала писать свой роман о Викторе Франкенштейне, ей было всего 18 лет.

Как юная девушка могла развить такую ​​ужасную историю, как Франкенштейн!? Обычно девушкам ее возраста нравится наряжаться и веселиться!

Виктор Франкенштейн был молодым ученым из Неаполя, Италия.

Горе из-за смерти его матери и любовь к химии заставили его всерьез задуматься о том, чтобы отдать жизнь неживой материи. В романе он в конце концов выполняет свою мечту.

Однако гуманоид, которого он создал, оказывается мучительным монстром.

Франкенштейн — литературный персонаж, но замок Франкенштейна — настоящий.

Мэри Шелли вдохновилась на написание романа, когда она путешествовала по историческим местам Европы.

Одним из таких мест был замок в Гессене, Германия. Замок расположен на высоте 370 метров на хребте Оденвальд. Это было идеальное место для готического романа!

Значение «Франкенштейн» не так страшно, как сам роман.

Название «Франкенштейн» состоит из двух немецких слов. Первое слово «Франк» — это название германского племени. Второе слово — «Штейн», что просто означает камень. В буквальном переводе это «Камень Франков».

На самом деле, Франкенштейн — это обычное название замка в этом регионе.

Горный массив Оденвальд, где расположен замок Франкенштейна, хранит в себе некоторую загадку …

Некоторые люди говорили, что видели призраков вокруг замка, в то время как другие клялись, что слышали необычные шумы.

Тем не менее, нет никаких научных или фактических доказательств, подтверждающих эти утверждения.

Франкенштейном может быть Иоганн Конрад Диппель.

Мэри Шелли не упоминала замок ни в своем романе, ни в своем личном дневнике. Только однажды она отметила, что посетила немецкий город под названием Гернсхайм.

Там она и услышала историю о замке и его обитателе-алхимике по имени Иоганн Конрад Диппель. Подобно Франкенштейну, Диппель был ученым, проводивший необычные медицинские опыты. Предположительно он сделал эликсир жизни из животного масла.

Франкенштейн не монстр.

Когда люди слышат слово «Франкенштейн», они автоматически представляют себе отвратительно выглядящего монстра. Однако это не верное изображение.

Франкенштейн и монстр — совершенно разные персонажи. Франкенштейн на самом деле имя ученого, который создал монстра.

Тем не менее, некоторые люди считают Франкенштейна монстром, если он создал такое отвратительное существо.

Книга про Франкенштейна была написана для дружеского соревнования.

Когда Мэри Шелли, ее муж Перси Шелли и их близкий друг лорд Байрон путешествовали по Европе, они устроили небольшое соревнование между собой, чтобы создать лучшую историю ужасов.

В результате Мэри Шелли написала «Франкенштейн». И она выиграла этот конкурс!

Полное название книги — «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Мы уже знаем, кто такой Франкенштейн. Теперь нам нужно узнать, какое отношение к книге имеет Прометей.

Согласно греческой легенде, Прометей был божеством, который мог создать человека из глины. Таким образом, современное название Прометей очень хорошо подходит Виктору Франкенштейну.

Первый фильм о Франкенштейне был снят в 1910 году Томасом Эдисоном. Фильм длился всего 12 минут.

Август Филипс, американский актер, сыграл доктора Франкенштейна. Студия Эдисона сняла фильм всего за 3 дня.

Франкенштейн стал гораздо большим, чем просто роман. В настоящее время люди связывают имя «Франкенштейн» с реальными легендами и мифами. Мы на самом деле не знаем, какие из этих легенд являются правдой, но мы точно знаем, что история Франкенштейна будет жить для будущих поколений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector