0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Объясняют ученые: как наш мозг запоминает поп-музыку

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Читать еще:  Уборка по методу КонМари: что обо всем этом думают психологи

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Найден механизм, заставляющий мозг запоминать навязчивую музыку

Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни наверняка сталкивался с явлением, когда строчки из навязчивой мелодии неожиданно всплывают в памяти и долгое время мешают сосредоточиться при выполнении работы. Ноты, темп и слова снова и снова повторяются в голове, даже если мелодия вовсе не является нашим фаворитом. Чаще всего такое музыкальное сопровождение встречается в рекламе или музыке в стиле “поп”, но, безусловно, нередки и исключения из правил. В любом случае, ученым удалось проанализировать 80 тысяч аккордов и определить механизм, “заставляющий” мозг запоминать навязчивую музыку, которую человек где-либо мог услышать.

Стиль поп подразумевает за собой легкую, мелодичную музыку, которая способна понравиться большинству людей

Почему музыкальный стиль “поп” так популярен?

Почему поп-музыка так популярна? Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, для того, чтобы ответить на этот извечный вопрос, ученые проанализировали 80 000 аккордов из 745 поп-песен, которые находились в чарте Billboard, и пришли к неожиданному выводу о том, что практически все поп-песни сочетают в себе элементы неуверенности и удивления.

Читать еще:  Похмелье: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Кстати говоря, поделиться своим мнением по поводу данной статьи вы можете в нашем официальном чате в Telegram.

В ходе своего исследования, ученые разобрали песни, очистив их от мелодии и ритма и оставив при этом только аккорды. Задача 39 добровольцев заключалась в прослушивании 1039 аккордов в 30 последовательностях из 745 популярных песен и последующей оценке прослушанного. При этом, в отдельном эксперименте было проведено наблюдение 40 человек, прослушивающих одни и те же аккорды, а за их реакцией в мозге наблюдали с помощью специальных приборов и сканеров.

Музыка вызывает удовольствие, провоцируя слушателя постоянно генерировать и поощрять ожидания того или иного ритма, постепенно разворачивающегося во времени

В результате экспериментов выяснилось, что музыкальные композиции способны активировать миндалевидное тело, гиппокамп и слуховую кору, которые помогают нам обрабатывать эмоции, звуки, учиться и приобретать воспоминания. В то же время, прилежащее ядро, которое ранее было связано с радостью и получением удовольствия от музыки, активировалось только тогда, когда слушатели сталкивались с проявлениями неуверенности в песнях или с незнакомыми аккордами. Необычный эксперимент привел ученых к выводу, что нам нравятся песни, в которых мы ожидаем услышать определенный аккорд, но неожиданно для нас встречаем другой, отличный от ожидаемого.

Ученые убеждены, что объединение компьютерного моделирования и визуализации мозга может дать понимание того, почему нам нравится та или иная музыкальная композиция

Научные сотрудники предполагают, что результаты оригинального исследования найдут применение в различных областях, начиная от создания музыки искусственным интеллектом и заканчивая помощью авторам песен в написании музыки, при совершенствовании алгоритмов и даже при прогнозировании будущих музыкальных тенденций.

Объясняют ученые: как наш мозг запоминает поп-музыку

Никто не станет спорить с тем, что некоторые песни, независимо от жанра, могут быть невероятно приставучими. Но поп-музыка в этом смысле обладает особенными свойствами.

Сможете вспомнить, в каком году отменили крепостное право? Назвать руководителей СССР в хронологическом порядке? А вспомнить текст любой песни Сережи Лазарева? Даже если с первыми двумя пунктами возникнут трудности, с третьим вы, скорее всего, справитесь.

Паскаль Уоллиш (Pascal Wallisch) из Нью-Йоркского университета (New York University) давно изучает нейронную активность при обработке и хранении информации, известную как наука о нейроданных.

Экспертам в этой области хорошо известно, что наша способность восстановить ту или иную информацию определяется в основном двум факторами — эффектом первенства и эффектом свежести. На практике это реализуется так, что если нам нужно вспомнить совокупность данных — например, все тех же руководителей СССР — то вспоминаются, как правило, те, кто были первыми, и те, о ком вы в последний раз читали или слышали.

Взяв за основу эти выводы, Уоллиш и его коллеги захотели посмотреть, как все это работает с популярной музыкой. Вооружившись фрагментами первых строчек Billboard в период с 1940 по 2015 год, они попросили 600 добровольцев сказать, слышали они когда-нибудь эти песни или нет.

Так было обнаружено, что участники эксперимента с трудом вспоминали треки из 40-х и 50-х годов, а потому эффект первенства здесь, очевидно, не работал.

Тем не менее, эффект свежести сохранялся, поскольку песни, выпущенные за последние несколько лет, оказались максимально узнаваемыми в выборке.

Интересно, что при этом песни 90-х, 80-х, 70-х и 60-х годов, несмотря на возраст, были примерно одинаково узнаваемыми. То есть, эффект свежести переставал работать именно на этом периоде. Почему? Вопрос пока остается без ответа, хотя команда обещает заняться этим в ближайшем будущем.

К слову, эффект свежести информации оказывает влияние и на то, какие именно поп-треки мы помним. С высокой долей вероятности, если вас попросят процитировать песню Лазарева, вы вспомните трек последних десяти лет. Хотя из этого правила, конечно, тоже бывают исключения.

Как музыка влияет на наш мозг

ФОТО : «Мир 24» / Дарья Никишина

Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». О том, как можно регулировать свое состояние при помощи музыки, и как современная медицина использует ее для лечения тревоги и депрессии, рассказывает руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии Татьяна Сурненкова.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что музыка, которую вы слушаете, «кормит» ваш мозг определённой энергией, влияет на его структуру и работу? Или, возможно, вы замечали, что звучащая фоном мелодия создает в вас определенное настроение.

Наверняка многие бывали на техно-рейвах – помните, как там выглядят танцующие? Бешеный ритм, громкий звук – и человек уже в каком-то измененном состоянии. Что-то похожее на транс, только вот «полезен» ли он? Не разрушает ли он нервную систему? Ведь если посмотреть на людей, которые сидят в консерватории и слушают классическую музыку – они тоже находятся в особом состоянии. Но оно иное.

Недавно я услышала такую фразу: «Дети, которые ходили в музыкальную школу – это совсем другие дети!». Ее мне сказала педагог по гитаре, к которой я привела своего сына на прослушивание. Ради эксперимента я понаблюдала за детьми в музыкальной школе. А ведь и правда! Дети более спокойные, вдумчивые, адекватные. Почему?

Что выяснили квантовые физики и Авиценна?

Физики, изучающие наш мир на квантовом уровне, все больше убеждаются в том, что материальный мир, который включает и наши человеческие тела, – это вибрация на разном уровне. Музыка – это тоже вибрация, причем, определенным образом упорядоченная. Поэтому совершенно нет ничего странного в том, что музыкальная вибрация вступает во взаимодействие с вибрацией нашего организма. А какое именно она оказывает влияние – давайте разбираться.

Читать еще:  Как заставить мозг работать быстрее?

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. Заметили, что музыка каким-то образом влияет на человека и пифагорейцы. Они пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. И свои занятия математикой они проводили под музыку, так как заметили, что с ней обучение идет эффективнее. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

На Руси самым целительным звуком считался колокольный звон. Его слушали для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза. Возможно, наши предки и не знали, почему им становится лучше, но современные учёные объяснили, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которое способно моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.

Каким полушарием мы слушаем музыку?

«Области головного мозга, предназначенные для обработки музыки, анатомически расположены в одном и том же месте, независимо от возраста или культуры индивидуума. – говорит Татьяна Сурненкова. – В общих чертах производство и обработка музыки у правшей происходит главным образом правым полушарием, тогда как речь зависит от левого полушария. Но чем более аналитическое прослушивание музыки, тем больше вовлекается левое полушарие, например, мелодии без слов подвергаются интерпретации правым полушарием головного мозга, но если мелодия сопровождается речью, все больше и больше мобилизуется левое полушарие».

Как тогда музыка влияет на характер электрической активности головного мозга? Оказывается, возникающие изменения во многом зависят от того, воспринимает музыку профессионал или любитель. По словам Татьяны Сурненковой, если слушает профессионал, то у него видны изменения электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в правом полушарии, а если «немузыкант» – то в левом. При этом наибольшие сдвиги отмечены в диапазоне 18-24 Гц, а у вторых – 13-18 Гц, то есть музыкально тренированные люди выбирают иную стратегию организации мозговой деятельности при прослушивании музыки, свидетельствующую о более выраженной мозговой активации.

Изучение влияния диско-музыки на центральную нервную систему показало, что изменения ЭЭГ у некоторых любителей дискотек сходны с теми, которые вызывают антидепрессанты.

Хочешь настроение? Выбирай мелодию

Получается, мы можем сами, если захотим, менять свое настроение, включая ту или иную музыку. По словам эксперта, прослушивание мелодичной негромкой музыки вызывало снижение представленности частых ритмов ЭЭГ, тогда как энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости проводила к увеличению частоты ритмов ЭЭГ.

«Мажорная музыка учащает пульс, повышает артериальное давление, увеличивает тонус мышц, температуру кожи, а минорная музыка медленного темпа «успокаивает» пульс, снижает давление, тонус мышц и температуру. Маршевая музыка стимулирует мышечную работоспособность, некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, музыка различного характера по-разному влияет на уровень гормонов в крови».

Получается при плохом настроении нужно слушать бодрую танцевальную музыку?

«Нет, не всегда, – говорит Татьяна Сурненкова. – Диссонанс между настроением исполнителя и его собственным способен вогнать человека в еще большую депрессию. А вот минорные песни некоторым дают ощущение сопереживания».

Важно, чтобы музыка доставляла радость. Например, мажорная, но неприятная мелодия может раздражать. А приятные мелодии замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализации давления. Каждый человек имеет собственные музыкальные вкусы, и иногда прослушивание особенно любимого музыкального произведения может вызывать крайне интенсивное удовольствие с появлением дрожи, мурашек и других реакций.

Музыка как наркотик

С помощью позитронно-эмиссионной томографии экспертами была изучена активность головного мозга у музыкантов при прослушивании любимых музыкальных фрагментов. Полученные результаты показали, что удовольствие, получаемое при прослушивании музыкальных фрагментов, совпадает с активизацией структур, участвующих в системе удовольствий. Более того, влияние наркотических средств совпадает с результатами при прослушивании любимой музыки. В одном исследовании было показано, что музыкальные децибелы и наркотик могут взаимно усиливаться и оказывать токсическое влияние на головной мозг.

Скрипка или тромбон? Джаз или румба?

Если рассматривать, как музыкальные инструменты влияют на мозг, то считается, что скрипка и фортепиано лучше успокаивают. Музыка, исполняемая на кларнете, влияет преимущественно на кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему. Разные музыкальные стили также влияют по-разному на наш мозг. Например, джаз и блюз могут тонизировать, но могут настраивать на романтический лад. Рок и металл одних вдохновляют, а других способны вогнать в депрессию.

Почему подростки слушают рок?

Влияние музыки на мозг напрямую зависит от возраста и семейных отношений. «Например, пробелы в воспитании подростка, отсутствие необходимого внимания родителей, желание ставить себя в один ряд со своими сверстниками – всё это и приводит неокрепший психологически молодой организм подростка в рок-музыку, – говорит Татьяна Сурненкова. – Сама музыка такого стиля оказывает будоражащее и заряжающее энергией действие, и, как кажется подростку, восполняет те пробелы, которые необходимо заполнить. А популярные агрессивные треки в стиле рэп молодежь воспринимает как символ бунта, противопоставляя себя всему окружающему миру».

Можно ли лечить музыкой?

Мы выяснили, что воздействие музыки на систему удовольствия можно рассматривать как способ релаксации и снятия напряжения. Но это имеет кратковременный эффект, и если состояние человека инертно, то его хватит ненадолго. Но ученые постоянно совершенствуются и изобретают что-то новое.

Так, в 1991 году профессор Яков Левин разработал метод лечения нарушений сна, тревожно-депрессивных расстройств, хронического стресса с помощью прослушивания музыки, полученной путем преобразования собственной электроэнцефалограммы человека в музыкальные файлы. Он называл этот метод «музыкой мозга». Ее записывают с использованием специального оборудования: на голову пациента накладываются электроды, и в течение 5 минут производится запись ЭЭГ. В это время пациент находится в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Получается файл с «музыкой», которую играет вам ваш мозг. У кого-то это напоминает произведения Скрябина, Шнитке, у кого-то Моцарта. Яков Левин утверждает, что когда мозг «распознает» свои колебания, улучшается его функциональное состояние: нормализуются межполушарные взаимодействия, повышается выработка мелатонина – природного антиоксиданта, гормона сна.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector