1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть вопрос: почему с возрастом время идет быстрее

4 причины, почему время с возрастом течет все быстрее

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

AdMe.ru предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного «замедлить» свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода «куски» (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием «хлопоты».

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг «упаковывает» впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, «кускование» помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина — нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19–24 года) и пожилых (60–80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

Шкала М. Кинера

Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу, согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 — только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.

Согласно этой теории, в 76 лет 1 год жизни воспринимается по длительности как каникулы после 1-го курса в университете, а если вы доживете до 100 лет, то вам будет казаться, что половина вашей жизни закончилась примерно в 18-летнем возрасте, несмотря на то что это противоречит объективной реальности.

Можно ли замедлить время?

Как вы уже могли понять из предыдущих пунктов, одним из главных факторов, «ускоряющих» время, является дефицит новых впечатлений. Конечно, не каждый может позволить себе частые путешествия или дорогие развлечения, но ведь всегда можно найти время на самообразование, прогулки по тем местам, где вы обычно не бываете, встречи с новыми людьми и многое другое.

Важный совет: не откладывайте важные дела «на потом». Прокрастинация может привести к тому, что, оглянувшись назад, вы ощутите, что тратили свое драгоценное время зря, а жизнь прошла так быстро, словно вы не жили вовсе.

Поэтому не стоит бояться позитивных перемен, например сменить работу, если вы давно об этом мечтали, но не решались выйти из зоны комфорта. Осваивая новый вид деятельности, которая вам по душе, вы не только станете счастливее, но и замедлите свои личные часы.

Почему с возрастом время идет быстрее

А ведь действительно, замечали? В детстве или юности нам все кажется таким долгим, а порой бесконечным (особенно ожидание какого-либо события или, например, учеба в школе), но с возрастом ход времени как будто бы ускоряется. Почему же так происходит… Конечно же объективно время не изменяет свою скорость. Психологи, исследователи, ученые не раз изучали этот вопрос и по этому поводу выдвинуто несколько объяснений.

Читать еще:  Когда и как нужно чистить печень

1. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ
Существует большая разница в том, как воспринимают и запоминают определенные временные отрезки дети и взрослые.
В молодом возрасте происходит много новых событий, новых впечатлений, новых открытий, знакомств и т.д., а со временем, когда мы становимся старше, то, что казалось нам когда-то новым, интересным, необычным, в силу опыта уже не так ярко воспринимается, больше как обыденность. Соответственно, анализируя восприятие времени будучи зрелым, осознаешь, что в юности время длилось дольше, чем сейчас. Чем больше воспоминаний — тем дольше кажется промежуток времени.

2. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
С возникновением большого количества новых событий (а значит новых ощущений) мозгу необходимо больше времени для обработки информации. Поэтому, этот период времени ощущается дольше. Это означает, что будучи детьми мы задействуем гораздо больше ресурсов для формирования своих умственных представлений о внешнем мире. Вот почему время идет для детей медленнее, чем для взрослых.

3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Еще одна точка зрения связана с биологическими часами. С возрастом происходит замедление обменных процессов нашего организма, замедляется пульс, дыхание. У детей же все эти процессы гораздо быстрее и выше скорость, поэтому по их собственным ощущениям время длится дольше.

4. ТЕОРИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Предполагается также, что течение и скорость времени с возрастом можно объяснить с помощью математики.
Данную теорию впервые выдвинул XIX веке французский философ Поль Жане. Называется она теорией пропорциональности. Он отмечал: «Пускай любой вспомнит свои последние восемь или десять лет в школе – это время подобно столетию. Пусть затем сравнит с ними последние восемь или десять лет своей жизни – это время подобно часу».

Например, когда нам 5 лет, то год — это пятая часть времени, прошедшего с рождения.

Когда нам 20 лет, год — это 20-я часть прожитых лет.

5 летний возраст – это 20 % вашей жизни (относительно 100 летнего возраста)
20 летний возраст — это 5 % всей жизни
Когда нам 50 лет, то прожитые годы — это 2 % всей вашей жизни.
То есть, получается, что ожидание какого-либо события в течение 25 дней в 4-летнем возрасте – это все равно, что год в 54-х летнем возрасте.
Или же с 2 лет до следующего дня рождения период ожидания равнозначен тому, как если бы 20 летний ожидал свое 30 летие. Вот такая получается математика. Это и объясняет, почему время во взрослом возрасте бежит быстрее по ощущениям.

5. СУЕТА, ЗАБОТЫ, ХЛОПОТЫ

А быть может такое явное ускорение времени является результатом хлопот и обязанностей, которых во взрослой жизни гораздо больше? Не исключен и такой вариант — время действительно движется быстрее для взрослых, когда жизнь наполнена заботами и суетой.

В любом случае, все идет своим чередом. От нас лишь зависит то, как мы проживаем свою жизнь, какими событиями ее наполняем и как воспринимаем происходящее. Живите так, как комфортно вам, ведь у каждого свои интересы и свой собственный ритм.

Есть вопрос: почему с возрастом время идет быстрее

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Многие замечали, что в детстве время тянулось медленнее, чем в зрелом возрасте. Ученые из Северной Каролины нашли этому интересное объяснение — удивительный феномен объясняется простыми законами физики и сложным устройством человеческого мозга. Согласно новой теории, опубликованной в научном журнале European Review, временное несоответствие вызвано снижением скорости получения и обработки информации мозгом по мере старения.

«Люди часто удивляются тому, как много они помнят из дней юности, которые, казалось, длились вечно, — комментирует профессор инженерного факультета Адриан Бежан, сотрудник Университета Дьюка. — Дело совершенно не в том, что эмоции и переживания того времени были глубже или как-то значительнее, просто они обрабатывались в мозге намного быстрее». Профессор объясняет явление физическими изменениями в стареющем человеческом теле. По мере того как сети нервов и нейронов созревают, они увеличиваются в размерах и путаются, что приводит к удлинению «путей» прохождения информационных сигналов в мозг. Старея, эти «пути» деградируют и оказывают сопротивление потоку поступающих извне электрических сигналов, что и замедляет время.

Другими словами, согласно данной теории, когда мы молоды, нам хочется узнать и увидеть больше. В юности мы каждый день встречаемся с чем-то неизведанным: школа, каникулы, университет, свидание, поцелуй, первая любовь. Даже каждое новое разочарование способно замедлить ход времени. Ключ к управлению им — это получение жизненного опыта. То есть, если нам хочется остановить время, достаточно придумать себе новое хобби, отправиться в путешествие или изменить место работы.

В подтверждение своей теории профессор из Университета Дьюка приводит интересный факт: у младенцев глаза двигаются чаще, чем у взрослых, из-за того, что они тщательно изучают незнакомый мир, получая и связывая воедино больше информации из окружающей среды. А поскольку пожилые люди видят меньше новых изображений за такое же количество времени, им кажется, что часы летят быстрее. «Человеческий разум чувствует изменения во времени при помощи воспринимаемых образов, — утверждает Адриан Бежан. — Настоящее отличается от прошлого, потому что наше умственное восприятие «растет». Если казалось, что в юности дни шли дольше, то это только потому, что молодой ум впитывал больше образов в течение одного дня, чем тот же ум в старости».

Читать еще:  Анализ мочи - расшифровка ОАМ у взрослых и детей: таблица и нормы показателей

Кстати, одно из первых фундаментальных исследований в этой области было проведено еще в 2005 году психологами Марком Виттманном и Сандрой Ленхофф из Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана. Они опросили 499 участников в возрасте от 14 до 94 лет о том, как, по их мнению, движется время — от «очень медленно» до «очень быстро». Когда речь зашла о десятилетиях, ученые обнаружили закономерность: пожилые люди сходились во мнении, что в молодости время тянулось дольше. Так или иначе, даже если с годами наши «внутренние часы» ускоряются, как пишет New Scientist, или если с возрастом у нас остается все меньше стимулов жить, как утверждает The Guardian, факт остается фактом: чем старше мы становимся, тем труднее нам угнаться за временем.

Почему с возрастом время летит все быстрее в закладки 9

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Читать еще:  Почему на мозге есть складки и извилины?

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector