0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети с аутизмом испытывают боль в два раза чаще, чем сверстники

Исследование. Дети с аутизмом в два раза чаще испытывают боль

Новое исследование показало, что дети с РАС могут переживать боль чаще, чем дети без аутизма

Исследование, результаты которого были опубликованы 28 октября в научном журнале «JAMA Pediatrics» предполагает, что дети с аутизмом испытывают боль до двух раз чаще, чем остальные дети.

«Боль – это распространенный опыт детей с аутизмом, который, тем не менее, редко замечается и признается», – говорит автор исследования Даниэль Шапиро, профессор клинической психологии в Университете Мичигана, США.

Дети с аутизмом могут испытывать больше боли из-за других медицинских проблем, которые часто сопровождают аутизм. К ним относятся детский церебральный паралич, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие, отмечают авторы.

Кроме того, вполне возможно, что дети с аутизмом иначе воспринимают боль по сравнению с другими детьми. «Дети с аутизмом могут иметь повышенную сенсорную чувствительность, это значит, что определенные физические ощущения могут восприниматься ими иначе или больше их беспокоить», – говорит Шапиро.

«Таким образом, болезненные ощущения могут вызывать у детей с аутизмом больше стресса», – объясняет она.

Кроме того, речевые и коммуникативные трудности, связанные с аутизмом, могут приводить к тому, что детям сложно сообщить о боли другим людям, в результате, они могут дольше страдать, не получая медицинской помощи. (Также смотрите: «Обзор исследований о боли при аутизме»).

Шапиро и ее коллеги использовали ответы Национального опроса по здоровью детей, который проводился с 2016 по 2017 год. Ученые собрали данные почти 1500 детей с аутизмом в возрасте от 6 до 17 лет, а также почти 49 000 детей без аутизма.

Родители детей, которые участвовали в опросе, отвечали, испытывали ли их дети частые или хронические физические боли в течение последнего года, включая боли в голове, животе или других частях тела.

Родители 16-20% детей с аутизмом сообщили о боли у них в отличие от 8% родителей детей без аутизма и других нарушений развития.

Исследование учитывало только опыт тех детей, которые могут так или иначе сообщить о своей боли, даже если у них есть речевые нарушения, говорит Шапиро.

«Дети с ограниченной коммуникацией, могут показывать, что им больно, с помощью поведения, например, о боли может говорить повышенная раздражительность или поведенческие проблемы», – отмечает она. Однако семьи и врачи могут не думать о том, что причиной ухудшения поведения может быть боль. (Также смотрите: «Прежде чем корректировать поведение, нужно исключить медицинские проблемы»).

«Внезапные, необъяснимые изменения в поведении часто являются сигналом какой-то физической проблемы, например, боли», – говорит Шапиро.

Другой способ помочь детям сообщать о боли – это обучать их использовать картинки, чтобы показать, где им больно, а также использовать изображения грустных и счастливых лиц, чтобы описать степень физического дискомфорта. (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом сообщать о боли»).

Брэндон Корман, нейропсихолог из Детской больницы Никлауса в Майами, США, отмечает: «У многих детей с расстройством аутистического спектра нет надежных способов сообщить о боли. Они могут не плакать, не кричать и не искать утешения как остальные дети, несмотря на это они могут быть более чувствительны к боли».

Корман не уверен, что дети с аутизмом действительно чаще испытывают боль. «Возможно, что это сильно варьируется от ребенка к ребенку», – говорит он. Тем не менее, дети в спектре аутизма действительно могут иначе воспринимать боль, говорит он.

«Я считаю, что важно подходить к каждому ребенку индивидуально, учитывать его уникальные способности и потребности, – говорит он. – Скорее всего, то, что вызывает боль у нас, вызывает боль и у них, даже если они не сообщают об этом и не демонстрируют признаков боли».

Шапиро подчеркивает, что в старых описаниях аутизма часто встречаются упоминания о том, что дети с аутизмом «не чувствуют боль». Новые данные, считает она, говорят о том, что дети с аутизмом нуждаются в таких же стратегиях по снижению боли, что и все остальные дети. Эти стратегии могут включать препараты, физиотерапию, поведенческие или психологические техники.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Дети с аутизмом испытывают боль в два раза чаще, чем сверстники

Дети с аутизмом испытывают боль в два раза чаще, чем сверстники

«Боль — распространенный, но малоизученный симптом у детей с аутизмом», — говорит Даниэла Шапиро, говорит доцент кафедры клинической психологии Мичиганского университета в Энн-Арборе.

Одна из причин болей при РАС заключается в том, что что аутизму нередко сопутствуют другие заболевания: детский церебральный паралич, эпилепсия, желудочно-кишечные проблемы и прочее.

Кроме того, дети с расстройствами аутистического спектра также имеют повышенную сенсорную чувствительность, а это означает, что самые обычные физические стимулы могут беспокоить их сверх нормы. А факторы, причиняющие нам боль, с большой вероятностью приносят им больше страданий.

Читать еще:  Авторов статьи о том, что прививки вызывают аутизм, обвинили в подтасовке данных

Используя информацию Национального обследования здоровья детей 2016–2017 годов, команда Даниэлы Шапиро изучила данные о боли среди 1500 детей с аутизмом в возрасте от 6 до 17 лет и почти 49 000 их ровесников без аутизма.

Результаты показали, что 16 — 20 % детей с аутизмом страдают от боли по сравнению с 8 % детей без нарушений развития нервной системы.

К сожалению, детям с аутизмом, испытывающим трудности с общением и речью, гораздо сложнее описать болезненные переживания. Иногда родители распознают болевой симптом у своего ребенка по повышенной раздражительности и необъяснимым переменам в поведении. Однако некоторым родителям и даже врачам не приходит в голову связать подобные перемены с возможной болью.

Комментирует Брэндон Корман, нейропсихолог в детской больнице Никлауса в Майами: «Многие дети с расстройствами аутистического спектра не сообщают о боли. Они обычно не плачут, не стонут и не ищут утешения, как другие дети, хотя зачастую более чувствительны».

По словам Даниэлы Шапиро, людям, которые общаются с детьми, имеющими диагноз РАС, следует предполагать такой вариант и делать попытки расспросить ребенка о самочувствии. Можно, к примеру, использовать изображения тела, чтобы показать, где болит, и грустные/ счастливые лица для описания степени дискомфорта.

Доктор Шапиро полагает, что дети с расстройствами аутистического спектра должны иметь доступ к тем же методам лечения боли, что и все дети. Терапия должна включать лекарства, физиотерапию, поведенческие и психологические методы.

Как распознать аутизм у ребенка по первым признакам. На что обратить внимание родителям

Слово «аутизм» все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье );
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.

По каким признакам можно догадаться, что ребенок страдает аутизмом?

Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.

  • Проблемы с речью. Практически все аутисты в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
  • Проблемы с социализацией. Аутисты не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
  • Агрессивность. Если у малыша что-то не получается, это может спровоцировать истерику и вызвать гнев. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
  • Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо, поэтому они не способны изображать какие-либо действия и фантазировать.
  • Страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.

Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:

  • сниженный иммунитет;
  • судорожные состояния;
  • острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушения функционирования поджелудочной железы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах. Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти х орошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи, а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать . Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов . Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени . Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку , к которой привык малыш.
Читать еще:  Кесарево сечение повышает риск аутизма и СДВГ, но не сильно

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм , однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли. Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения. Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка. Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном. Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.

Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.

Наука

Медицина

Плохой ученик, хороший водитель: как распознать аутиста

Что такое аутизм и как его выявить

О причинах аутизма, методах его диагностики и коррекции состояния во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма рассказывает «Газета.Ru».

Аутизм возникает из-за генетически обусловленного нарушения развития головного мозга. Причины расстройства связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей. Аутизм входит в список расстройств аутистического спектра, которые характеризуются определенным нарушением социального поведения, коммуникации и вербальных способностей и сужением интересов и количества видов деятельности. РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Интеллектуальные уровни разнообразны: от умственной отсталости до высоких познавательных способностей. Тем не менее, чаще наблюдается снижение интеллекта — почти у всех аутичных детей IQ ниже 100, у половины — ниже 50.

«Уровни умственной деятельности у людей с РАС варьируются в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. По оценкам, около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости»,

Кроме того, для аутичных детей характерна недостаточная обучаемость. При этом могут появляться вспышки гнева, припадки и эпизоды гиперактивности.

Симптомы аутизма становятся заметны в 2-3 года, в более раннем возрасте его диагностировать проблематично. Впрочем, даже в первые 12 месяцев жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. На 2-3 годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями.

Аутичные дети уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В возрасте 3-5 лет они реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми.

Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.

С годами доля детей, у которых диагностируется аутизм, растет.

Так, если в 2007 году в США аутизм был диагностирован у 1,2% детей, то в 2011-2012 годах — у 2%. Однако нельзя сказать, свидетельствует ли это об участившихся случаях расстройства или о более совершенной диагностике.

Интересно, что у мужчин с высоким интеллектом дети с аутизмом рождаются чаще. Как показало исследование, проведенное в 2012 году в Нидерландах, у мужчин с IQ от 111 и выше дети с аутизмом рождались на треть чаще, чем у тех, чей IQ был около 100.

Кроме того, более частое проявление аутизма у мальчиков, возможно, вызвано более высокой активностью генов, связанных с микроглией — клетками, играющими важную роль в формировании мозга и поддержании контактов между синапсами. Психиатры, впрочем, связывают разницу в количестве детей разного пола среди аутистов (у мальчиков он наблюдается в 2-5 раз чаще) с недостаточной диагностикой девочек, хотя, в целом, согласны, что некоторые численные различия между полами все же существуют.

Интересную корреляцию нашли корейские ученые. Они установили, что у женщин с обхватом талии от 80 см и более риск родить аутичного ребенка на 65% выше, чем у более стройных.

«Предполагается, что аутизм вызывают как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды. К последним можно отнести ожирение матери перед беременностью», — отметили исследователи.

Также у детей с РАС более чем в два раза больше потенциально вредоносных мутаций, чем у близких родственников, и в 1,5 раза больше мутаций, снижающих выработку белка. Риски, связанные с развитием этих мутаций, наиболее выражены у детей с низким IQ и неактивным по сравнению с братьями и сестрами социальным поведением.

Читать еще:  Предложен способ ранней диагностики аутизма

Еще один фактор риска — нехватка витамина D у женщин во время беременности.

Австралийские ученые проанализировали около 4200 образцов крови беременных женщин, а после родов – образцы крови их детей. В дальнейшем они наблюдали за развитием малышей. Дети женщин с нехваткой витамина D к шести годам страдали аутизмом гораздо чаще, чем дети женщин, не испытывавших дефицита.

В настоящее время диагностика аутизма проводится на основе анализа поведения ребенка педиатром и специалистами по расстройствам аутистического спектра. Чтобы исключить возможные ошибки, ученые ищут способы лабораторной диагностики расстройства — например, генетического анализа. Кроме того, недавно был разработан анализ крови и мочи на аутизм.

Британские исследователи обнаружили связь между расстройствами аутистического спектра и повреждением белков в плазме крови из-за окисления и гликирования — процессов, при которых активные формы кислорода или восстанавливающие углеводы (глюкоза, фруктоза и пр.) спонтанно изменяют белки.

Новый способ диагностики аутизма разработали и российские ученые. Они исследовали чувствительность к изменению угла наклона линий у детей с РАС. Эффект наклона линий — это способность гораздо лучше различать отклонения линий от базовых (вертикальных и горизонтальных), чем отклонения линий от диагонального направления. Этот эффект связывают со способностью людей подстраивать работу мозга под более представленные в окружении стимулы.

«Оказалось, что у детей и подростков с РАС по сравнению с группой контроля уменьшен эффект наклона линий. Причем это уменьшение связано с худшим различением наклона линии относительно вертикали, в то время как различие диагональных линий у детей с РАС такое же, как у типично развивающихся детей», — отметила ведущий автор исследования Ольга Сысоева.

А в Италии специалисты разработали метод диагностики аутизма, основанный на расширении зрачка пациента, пока тот наблюдает за черными и белыми точками, движущимися в ограниченном пространстве. Движение точек организовано так, что их можно воспринимать и как отдельные точки разного цвета, скользящие в противоположном направлении, и как точки, нанесенные на прозрачный вращающийся цилиндр, когда черная и белая точка воспринимаются мозгом как лицевая и изнаночная сторона одной точки. Если испытуемый рассматривает черные и белые точки как независимые объекты, то его зрачок реагирует так, как если бы он приспосабливался к разным оттенкам цвета. Как показали тесты, такое восприятие больше свойственно аутистам, люди без аутизма воспринимают точки как части единого целого.

Также потенциально возможна и диагностика по скорости роста коры мозга. Работа специалистов из США и Канады показала, что у детей с аутизмом в некоторых областях коры головного мозга наблюдается слишком ускоренный рост. Авторы исследования рассчитали 78 таких областей, 40 из которых вносили особенно большой вклад в общую картину. На основе полученных данных ученые разработали предсказательную модель, которая на основе результатов МРТ у новорожденного ребенка позволила рассчитать вероятность развития у него аутизма с точностью до 81%.

Вылечиться от аутизма нельзя.

Существующие методы терапии направлены на то, чтобы улучшить качество жизни аутиста, сделать его более самостоятельным и независимым, снизить напряжение в семье. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни помогают ребенку освоить навыки самопомощи, общения, рабочие навыки, часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.

Ведутся и поиски новых способов помощи аутистам. Например, в 2016 году специалисты Радиологического общества Северной Америки выяснили, что занятия музыкой способствуют образованию новых связей в мозге детей. Вполне возможно, что это позволит облегчить симптомы аутизма.

Шансы достичь независимости, успешно вести социальную жизнь, зависят от изначальной тяжести расстройства. Если аутист способен развить к шести годам языковые навыки, обладает IQ выше 50 и способен овладеть профессией, его шансы будут выше, чем у людей с тяжелым аутизмом. По разным данным, достичь высокого уровня независимости удается лишь 4-12% аутистов.

Аутисты способны водить машину.

Более того, исследования показывают, что они водят даже более аккуратно, чем обычные люди — так, среди подростков получают штрафы или попадают в аварии лишь 12% водителей-аутистов, в то время как для остальных этот показатель составляет 31% (штрафы) и 22% (аварии).

Кроме того, аутисты часто подвержены и другим расстройствам — синдрому Туретта, эпилепсии, тревожным расстройствам. Так, у детей с аутизмом риск развития тревожного расстройства в 2,2 раза выше, чем у здоровых.

Еще одна опасность для аутистов, открывшаяся недавно, — недостаточная вакцинация. Среди детей с аутизмом все необходимые прививки получают 81,6%, в то время как среди детей без аутизма — 94,1%, выяснили ученые из США. Так, аутисты оказываются более подвержены тяжелым инфекциям. В проблеме исследователи винят антивакцинаторское движение.

«У лиц с РАС возникают те же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, у них могут существовать конкретные потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы в отношении возникновения хронических неинфекционных нарушений из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильные привычки в питании, и подвергаются большему риску насилия, травматизма и плохого обращения, — отмечают специалисты ВОЗ. — Расстройства аутистического спектра и другие психические расстройства среди детей сопряжены со значительными экономическими трудностями для семей в связи с зачастую ограниченными ресурсами здравоохранения в развивающихся странах. Стигматизация и дискриминация, связанная с этими болезнями, также остаются основными препятствиями для их диагностирования и лечения. Отсутствие расстройств аутистического спектра и других психических расстройств среди детей в перечнях основных причин смерти привело к их длительному забвению как общественными деятелями, определяющими политику в развивающихся странах, так и донорами».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector